Пролог (книга)


«Про́лог» (др.-греч. πρό-λογος — предисловие, от др.-греч. πρό — впереди, перед + др.-греч. λόγος — слово, речь) — славянский церковно-учительный сборник, также называемый Синакса́рь или Синакса́рий. Представляет собой свод сокращённых житий святых, а также поучительных слов Василия Великого, Иоанна Златоуста и др., расположенных по дням года. Название «Пролог» связано с тем, что переводчики этой книги на церковнославянский язык восприняли соответствующий подзаголовок: «Πρόλογος» («Предисловие») как название всего сборника[1].

Прототипом «Пролога» являлись греческие Минологии и Синаксари. Древнейший славянский список восходит к XII веку, но сам перевод более древний и был сделан в период начала введения христианства в Болгарии и Сербии и на Руси. В славянской редакции греческий текст (Синаксарь Ильи Грека и Константина Мокисийского, содержавший биографии византийских деятелей) был с самого начала изменён внесением большого числа памятей южнославянских и древнерусских святых, церковно-поучительных повестей и рассказов. Впоследствии в течение веков «Пролог» постоянно изменялся и дополнялся житиями русских святых.

Проложны́е чтения по содержанию распадаются на три группы: жития святых, поучения и церковно-поучительные повести и рассказы. Последние заимствованы из сборников рассказов о жизни и подвигах восточного монашества из разных Патериков.

Первое печатное издание было произведено в 1641 году. Отличительной его особенностью являются небольшие стихословия, посвящённые прославлению святых, а также назидательные повести, отсутствующие в греческом варианте. Сборник находится в прямой зависимости от Макарьевских Четьих-миней. Затем последовало несколько десятков других изданий, в которых изменялся состав и редактировался язык сборника.

Как правило, Пролог издаётся в двух томах: первый содержит чтения на осенние и зимние месяцы, второй — на весенние и летние. Тома, однако, велики по объёму и часто переплетаются в две книги каждый, отдельно на каждое время года.

Старообрядцы неоднократно, начиная с конца XVIII века, перепечатывали 2-е (дониконовское) издание в разных своих типографиях.