Македонский вопрос


Македо́нский вопро́с (макед. Македонско прашање) — противоречия, связанные с историческим наследством, территорией и населением исторической области Македония.

На современном этапе Македонский вопрос стоял остро и непосредственно касался трёх восточноевропейских государств: Болгарии, Северной Македонии и Греции. Отношения между двумя последними были крайне напряжёнными.

Македонский вопрос берёт своё начало с Берлинского конгресса, на котором были пересмотрены результаты русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Мир в Сан-Стефано, которым завершилась война, предусматривал создание автономного Болгарского княжества, в состав которого должны были войти Македония, кроме Салоник и полуострова Халкидики, Южная Фракия, Добруджа[прим 1]. Такое развитие событий вызвало протест у европейских государств, а также восстание греческого населения Македонии (Пиерийское восстание), не желавшего видеть себя в пределах болгарского государства[1]. В июле 1878 года на Берлинском конгрессе Сан-Стефанский мир был пересмотрен, в результате чего территория Болгарии ограничивалась лишь областью между Дунаем и Старой Планиной, создавалась автономная область Восточная Румелия, а Македония и Фракия оставались в составе Османской империи.

Если греческое население и население Македонии, тяготеющее к Греции, а также македонские мусульмане положительно восприняли решения конгресса, то теперь уже болгарское население как в Болгарии, так и в Македонии было возмущено. В октябре 1878 года в Пиринской Македонии вспыхнуло Кресненско-Разложское восстание, которое к лету следующего года было подавлено. Тогда же была создана комиссия для выработки проекта предоставления Македонии самоуправления. Однако проект, разработанный комиссией, был султаном отвергнут, и вопрос предоставления автономии для области остался нерешённым.

Македонский вопрос стоит со времени окончательного распада Османской империи в конце XIX — начале XX веков.

В конце XIX века активизировались претензии балканских стран на македонские земли. Кроме Болгарии и Греции, которые давно считали Македонию своей исторической территорией, на политическую сцену вышла Сербия, заявившая, что македонские славяне — в действительности сербы. Позиция Греции состояла в том, что кроме греческого населения Македонии большая часть македонских славян, и прежде всего те, которые остались под юрисдикцией Константинопольского патриархата, — славянизированные греки.


Македония с точки зрения сербов и болгар соответственно