Маке, Огюст


Огю́ст Маке́ (фр. Auguste Maquet, 13 сентября 1813, Париж — 8 января 1888, Сент-Мем) — французский романист и драматург, известный своим сотрудничеством с Александром Дюма-отцом.

Старший из восьми детей богатого фабриканта. Учился в Лицее Карла Великого[fr] с 1821 по 1830 год вместе с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем[2].

С 1833 года входил в объединение романистов вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими. Преподавал в лицее Карла Великого историю. С 1836 года работал в «Фигаро» и писал пьесы.

В 1838 году Маке предложил директору театра Ренессанс Антенору Жоли пьесу «Карнавальный вечер». Жоли пьеса не понравилась, и Жерар Нерваль предложил показать её Дюма, который имел репутацию автора, способного исправить любое неудачное произведение. После того, как тот переписал пьесу (в окончательном варианте она получила название «Батильда»), её приняли к постановке. Премьера состоялась 14 января 1839 года. Нерваль представил Дюма своего друга Маке. В 1840 году Маке показал Дюма набросок романа, посвящённого заговору Челламаре, «Добряк Бюва». Дюма предложил переработать его. С этого романа, получившего название «Шевалье д’Арманталь», началось сотрудничество двух авторов. Роман печатался фельетонами не в газете «Ля Пресс», как утверждает Андре Моруа в своей книге «Три Дюма», а в газете «Ле Сьекль». Но, возможно, редакторы этой газеты тоже воспротивились, чтобы роман подписали Дюма и Маке, и Дюма подписал его один.

Следующим стал исторический роман из эпохи Людовика XIV «Сильвандир». А третьим их совместным романом стали «Три мушкетёра» — исторический роман из эпохи Людовика XIII. Маке уверял, что он первый открыл «Мемуары господина д’Артаньяна…» Гасьена де Куртиля, однако, согласно формуляру марсельской библиотеки в 1843 году, именно Дюма получил эту книгу.

Вместе с Маке Дюма были написаны «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон», «Сильвандир» и другие романы, некоторые из которых переделывались для постановки в театре. Судя по переписке обоих авторов, Маке принимал значительное участие в работе.