Макке, Август


Август Роберт Людвиг Ма́кке (нем. August Robert Ludwig Macke; 3 января 1887, Мешеде[3] — 26 сентября 1914, южнее Суэн-Перт-ле-Юрлю[фр.], Шампань[4]) — немецкий художник-экспрессионист, участник объединения «Синий всадник», автор программных сочинений, опубликованных в альманахах, вышедших под эгидой объединения. Организатор выставок и пропагандист современного искусства.

Творчество Макке формировалось под влиянием различных художественных направлений того времени, через увлечение которыми он последовательно проходил. Индивидуальный стиль, который он, наконец, обрёл, и сегодня рассматривающийся как типичный стиль Макке, отличается игрой световых эффектов и тщательно подобранными, согласованными сочетаниями цветов. Картины производят впечатление радости и лёгкости. «Его образы удовлетворяют жажду позитивных образов цельного мира, гармонию человека с его окружением»[5].

Отец художника Август Фридрих Макке (1845—1904) был инженером-строителем и достаточно успешным строительным подрядчиком. Мать, Мария Флорентина Макке, урождённая Адольф (1848—1922), происходила из крестьянской семьи. У супругов Макке было трое детей, кроме Августа ещё две старшие дочери — Отилия и Августа. Вскоре после рождения мальчика семья переехала в Кёльн, где в 1897 году он поступил в школу[3].

В 1900 году, когда Августу было тринадцать лет, семья переехала в Бонн. Макке поселились на улице Меккенхеймер (в настоящее время — Томас-Манн-штрассе) в доме № 29 и организовали пансион. Август поступил в боннскую реальную гимназию[6][7].

В 1903 году Август познакомился со своей будущей женой Элизабет Герхардт, дочерью боннского фабриканта Карла Герхардта, владельца фармацевтического предприятия «С. Gerhardt». Семья Герхардтов, состоятельная и культурная, радушно принимала Августа, ставшего постоянным гостем в их доме. Встречи с Элизабет, долгие прогулки по окрестностям Бонна и беседы с ней нашли отражение в позднейших картинах Макке. В своих «влюблённых парах» и «гуляющих» он снова и снова возвращался к первому периоду их знакомства, а Элизабет стала главной его моделью, всего художник написал её около двухсот раз[6][7][8][9].