Маликов, Николай Петрович (кинорежиссёр)


Николай Петрович Маликов (1874, Киев — 20 апреля 1931, Рига) — русский актёр, кинорежиссёр и сценарист.

Работал в театре с 1896 года[1]. В феврале 1908 года был участником съезда кинорежиссёров. Работал в основном в театре Незлобина. В 1915 году был ассистентом на нескольких фильмах Гардина, положительно оценённых прессой. В 1916 году самостоятельно начинает снимать фильмы, которые, однако, не пользуются успехом, за исключением фильма «Магнолия». Фильмы Маликова 1917—1918 гг. не пользовались успехом, однако, по мнению Н. Иезуитова, в некоторых из них («Скерцо дьявола», «Улыбка медузы») были применены новаторские приёмы: «Чтобы создать большое впечатление глубины и воздуха, режиссёры поднимали аппарат выше обычной точки зрения человеческого глаза и тем самым как бы опрокидывали в кадр огромные плоскости пола гостиных и зал <…> этот приём вносил в фильм всякий раз неожиданный изобразительный эффект, придавая объёмность сцене и рельефность действующим персонажам»[2].

Фильмы Маликова были в основном салонными мелодрамами (драмы из артистической/балетной/курортной/датской жизни, мистико-эротическая драма и прочие); некоторые исследователи отмечали, что фильмы режиссёра находились под влиянием французских мелодрам[3]. Однако ряд фильмов был инсценировкой классики (Куприн, Толстой, Тургенев, Чехов, Пушкин) либо комедиями. В 1918 году поставил разоблачительную сектантскую драму «Белые голуби» — это единственный фильм Маликова, полностью сохранившийся до наших дней[4].