Малобюджетный фильм


Малобюджетный (низкобюджетный) фильмфильм с небольшим бюджетом. Таковыми являются большинство независимых фильмов. Многие начинающие режиссёры снимают свою дебютные ленты с малым бюджетом, чтобы доказать свой талант, и получить достаточное финансирование для своих следующих картин от киностудий. Большинство малобюджетных фильмов не попадают в кинотеатры, а выпускаются сразу на видео, реже показываются на специализированных кинофестивалях.

Точной суммы, после которой фильм можно назвать малобюджетным, не существует, она широко варьируется в зависимости от киножанра и страны производства.

Некоторые жанры более благоприятны для малобюджетного кинопроизводства, чем другие, например, фильм ужасов — очень популярный жанр для малобюджетных режиссёрских дебютов[1]. Хорошо экономит бюджет картины техника «найденная плёнка» (например, «Ведьма из Блэр» (1999), «Паранормальное явление» (2007), «Репортаж» (2007), «Монстро» (2008)), и «раздутые диалоги» (например, «Секс, ложь и видео» (1989), «Бешеные псы» (1992)[2]).

Значительное количество малобюджетных фильмов были забыты их создателями и стали общественным достоянием. Это особенно касается малобюджетных лент, снятых в США с 1923 по 1978 год (фильмы, снятые в США в этот период, становились общественным достоянием, если их авторские права не были продлены через 28 лет после премьеры): к этой категории относится большое количество картин Эдварда Вуда и Роджера Кормана.

Некоторые малобюджетные фильмы проваливались в прокате и быстро забывались, но десятилетия спустя обретали популярность, приобретали статус культового после многолетнего нахождения в «списке худших фильмов[англ.]»; самые известные такие ленты — «План 9 из открытого космоса» (1957, бюджет 60 000 долларов) и «Манос: Руки судьбы» (1966, бюджет 19 000 долларов). Отдельные малобюджетные картины имели скромный успех, а годы спустя признавались «классикой», например, «Последний человек на Земле» (1964, первая экранизация романа «Я — легенда»).

Самыми коммерчески успешными считаются гонконгские фильмы о боевых искусствах[англ.] 1970-х годов с Брюсом Ли в главных ролях[4][5]. Яркие примеры: «Путь дракона» (1972) с бюджетом 130 000 долларов собрал в мире 85 миллионов долларов (окупаемость составила 65 000 %); «Выход дракона» (1973) с бюджетом 850 000 долларов собрал в мире 265 миллионов долларов (окупаемость составила 31 000 %)[6]. Другой пример успешного малобюджетного азиатского кинематографа тех времён — болливудский «Месть и закон» (1975), который при бюджете 20 миллионов рупий (400 000 долларов) собрал в мире 3 миллиарда рупий (67 миллионов долларов)[7][8].