Мальдонадо, Томас


Томáс Мальдонáдо (исп. Tomás Maldonado; 25 апреля 1922, Буэнос-Айрес, Аргентина26 ноября 2018) — дизайнер и теоретик дизайна, живописец, педагог. Ректор Ульмской школы дизайна (1958—1967), президент ИКСИД (1967—1969).

Томáс Мальдонáдо родился 25 апреля 1922 года в Буэнос-Айресе, в семье учёного Томаса Мальдонадо Ортиса и Маргарет Бейли, эмигрантки из Шотландии. В 1942 году Томас окончил Национальную школу изящных искусств имени Прилидиано Пуэйрредона. В 1944 году он выполнил иллюстрации к стихам своего родственника, Эдгара Бейли, напечатанным в литературно-художественном журнале «Arturo». Как художник, Мальдонадо принадлежал к лагерю рационального авангарда, проявлял интерес к наследию советских конструктивистов. В 1946 году он вместе с группой единомышленников опубликовал «Манифест изобретательства», в котором изложил свою позицию по развитию искусства, в котором, по его мнению, красота реального мира приходит на смену иллюзорной эстетике, модулируемой художниками (как фигуративного, так и абстрактного направлений). В 1947 году Мальдонадо продолжил развивать идеи «конкретного искусства» в теории, а в 1948 году он совершил поездку в Италию и Швейцарию, где познакомился с одним из ведущих представителей этого направления, швейцарским художником и архитектором Максом Биллем. Первая встреча с Биллем стала для Мальдонадо судьбоносной: кроме него на ней присутствовали супруги Отль Айхер и Инге Шолль, приехавшие из Ульма с целью привлечь Билля к участию в проекте по созданию учебного заведения по образцу Баухауза.[4]

По возвращении в Аргентину Мальдонадо, ставший убеждённым сторонником швейцарской школы «конкретного искусства», опубликовал в 1949 году в журнале «Cea» статью «Промышленный дизайн и его социальное значение», поясняющую понимание автором целей работы дизайнеров как создание не только красивой, но и целесообразной, «качественной» формы, что отличает «честное» формообразование от стилизации. В 1951 году он стал редактором журнала, посвященного искусству, дизайну, архитектуре и типографии, под названием «Nueva Visión». В этом журнале Мальдонадо опубликовал ряд своих статей, посвященных «конкретному искусству» и «реальному формообразованию».[4]