Мангешкар, Лата


Лата Мангешкар (англ. Lata Mangeshkar, маратхи लता मंगेशकर; 28 сентября 1929, Индаур6 февраля 2022, Мумбаи) — индийская певица, кинокомпозитор, кинопродюсер и актриса, одна из самых известных и уважаемых закадровых исполнительниц в Индии[2][3]. Лата — вторая индийская певица, получившая Бхарат Ратна — самую высокую гражданскую награду в Индии[4][5]. У Латы есть три младшие сестры (также певицы и закадровые вокалистки) — Аша Бхосле, Уша Мангешкар, Мина Мангешкар — и брат Хридайнатх Мангешкар. Во всем мире Лата Мангешкар известна как "Соловей" индийского кино[6].

Лата родилась 28 сентября 1929 года в семье театрального деятеля Мастера Динанантха и его жены Шеванти в городе Индаур[7]. Её дедушка по отцу Ганеш Бхатт был индуистским священником в Гоа. При рождении она получила имя «Хема», но затем родители переименовали её в «Лату», в честь Латики, героини пьесы «BhaawBandhan»[8]. Лата — старший ребёнок в семье, её сестры Мина, Аша, Уша и брат Хридайнатх впоследствии также стали музыкантами. Первые уроки пения она получила от отца и в пять лет начала работать как актриса в его постановках[8].

В 1945 году она переехала в Бомбей, где начала посещать уроки классической индийской музыки у Устада Амана Али Хана[9].

Лата говорила, что сначала хотела имитировать пение прославленной в те времена певицы Нур Джехан, но позже создала свой стиль пения[8]. Первый узнаваемым хитом в её карьере стала «Aayega Aanewaala» из фильма Mahal, спетая за персонажа актрисы Мадхубалы, для которой этот фильм стал дебютом[10].

Впоследствии Лата записала песни для более чем тысячи болливудских фильмов на более чем тридцати шести региональных языках Индии и иностранных языках, но больше всего на хинди. Её голосом поют множество героинь индийского кино, включая молодых женщин (например, Марджину из советско-индийских «Приключениях Али-Бабы и сорока разбойников» в исполнении Хемы Малини) и даже маленьких девочек (например, персонажей девятилетней Сонии Сингх в фильме Do Kaliyaan).

Мангешкар попала в «Книгу Рекордов Гиннеса» (с 1974—1991 гг.) за «Наибольшее количество записей». Согласно записи в КРГ 1974 года, за 1948—1974 годы она сделала не менее 25 тысяч записей соло, дуэтов и бэк-вокала песен на двадцати индийских языках (согласно изданию 1987 года — уже 30 тысяч записей). Это вызвало критику ряда источников, считавших, что число песен намного преувеличено, включая её коллегу Мохаммеда Рафи, написавшего в 1977 году в администрацию Книги Рекордов: «В таком случае, я сделал 28 тысяч записей»[11].