Мандора


Мандора (Мандоре) — струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых. Как испанская бандуррия от греческой (византийской) пандоры развилась в средние века. Мандора является предшественницей мандолы, мандолино, пандурины, неаполитанской мандолины, басовой мандоры (галихона).

Первая «Школа игры» (фр. L’Instruction pour la mandore ) Адриана Ле Руа 1585 года утеряна. Первое издание произведений для мандоры появилось во Франции, это была «Tablature de mandore» Франсуа де Шанси от 1629 года, посвящена кардиналу де Ришельё. Название инструмента зависело от времени и территории: на Иберийском полуострове и Франции с XII по XIV вв. этот инструмент назывался: мандуррия, бандуррия, мандуар (эти названия использовались авторами поэм: Хуаном Руисом, Гиро де Калансо, Гийомом де Машо); в XVI в. в Испаниибандуррия, во Франции — мандора, в Италии XVII в. — мандола (это также название более позднего инструмента семейства мандолин) [1], в Германиимандорэн, мандюрихен; в XVIII веке в Испании - вандола, в Португалиибандола, в Италии — мандолино .

Хуан Бермудо в своём трактате 1555 года «Declaración de Instrumentos Musicales», 5 Vols, описывает, что бандуррия имеет форму ребека, с тремя хорами струн, настроенными на чистые квинтаккорды, при музицировании использовалась пальцевая техника.

Мандора по форме и строению напоминает ренессансную лютню, но гораздо меньше ее. Как и другие виды лютней, имеет выпуклый корпус из тонких реек, резонаторное отверстие, прикрытое декоративной розетой, гриф с навязными жильными ладами, заканчивающийся головкой с характерным завитком[1]. Мандора первоначально имела четыре одинарных струн, но в середине XVII в. это число увеличилось до пяти и шести струн, а еще позже (в начале XVIII века) до и хоров (пар струн). Размер Мандоры вдвое короче лютни[1].

Мандора строила: c' g' c" g" (f", e"), или g d' g' d '', или a d' a' d'' fis'', или g c' e' a' d '' g'', или g h e' a' d'' g'', или a d e' a' d'' g'' в зависимости от тональности пьесы. На ней играли, как на лютне, ударяя по струнам пальцами, а не пером, как на более поздней мандолине.