Ребек


Ребе́к (фр. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb[2]) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы (ср. Ребаб), либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании. Получил широкое распространение в музыкальной практике западной Европы в XIII и XIV веках.

Францисканец хро­нист, аб­бат бе­не­дик­тин­ско­го монастыря Эме­рик де Пе­рак в последней четверти XIV века, срав­ни­вал звук ребека с жен­ским го­ло­сом. Возможно созвучное имя Ребека (лат. Rebeca) к исходному инструменту Ребаб и положило начало тер­мину «ребек»[3].

У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку. В деке имеется 2 резонаторных отверстия. Две или три струны инструмента настроены по квинтам. Первое описание ребека дал теоретик музыки Иероним Моравский (ок. 1275). Иероним описывает ребек как инструмент о двух струнах, настроенных в квинту. Теоретические свидетельства о ребеке продолжают появляться до XVI века (Себастьян Вирдунг называет его «clein Geigen»).

Скрипичное семейство: Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас
Разновидности скрипок: Электроскрипка, Пятиструнная скрипка, Скрипка Штроха
Фрикционные: Колёсная лира

Цитры: Аджэн, Бандура, Гусли, Гучжэн, Канклес, Каннель, Кантеле, Канун, Карш, Каягым, Кокле, Кото, Крезь, Цисяньцинь, Ятга