Канун (музыкальный инструмент)


Кану́н (азерб. qanun, араб. قانون‎, арм. Քանոն, греч. κανονάκι и т. п., от др.-греч. κανών[1]) — струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры, с трапециевидным корпусом. Распространён в арабских странах Машрика (Аравия, Ирак, страны Леванта) и Магриба (Тунис, Алжир, Марокко, Ливия и другие страны Арабского Запада), а также в Иране, Турции, Греции, Македонии, Сербии, Армении (под названием канон), Азербайджане и Средней Азии (в том числе у уйгур под названием калун). Под влиянием турок распространился в Греции под названием канонаки[1].

Щипковые многострунные инструменты под названием «канон» существуют с глубокой древности. Инструмент встречается в арабском мире и Турции, его разновидности можно найти на Балканах и в Армении. Различают арабский канун (персидский ганун), армянский канон[3]. Канон известен армянам ещё с раннего средневековья[4]. Среднеазиатский музыкант XVII века, автор книги «Рисалейи-мусиги» Дервиш Али[узб.], полагал, что канун был изобретён древними греками[5].

На территории современного Азербайджана канун также был широко известен в средние века[6]. Канун здесь был представлен армянскими музыкантами[7][привести цитату? 540 дней]. В начале XX века на кануне умел играть азербайджанский композитор Мешади Джамиль Амиров[8]. Инструмент в Азербайджане долгое время был забыт[5] и к середине XX века был редким явлением[6].

В это же время в Армении инструмент был весьма распространен: так, в 1939 году на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах в Москве армянский канон был представлен Аршавиром Фирджуляном[9].

В 1939 году американский этнолог Сидни Куоэл[англ.] во время полевых исследований в армянской общине калифорнийского города Фресно задокументировала для Архива народной культуры Библиотеки Конгресса армянскую и армяно-турецкую музыку, исполнявшуюся Бедросом Арутюняном на кеманче и каноне[10]. В 1951 году в Берлине композитор и канонист Хачатур Аветисян получил Первую премию на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей Третьего Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Спустя три года он же сочинил Концерт для канона и малого симфонического оркестра.