Марджанишвили, Константин Александрович


Константи́н Алекса́ндрович Марджанишви́ли (груз. კონსტანტინე [კოტე] ალექსანდრეს ძე მარჯანიშვილი; Котэ Марджанишвили; в Российской империи также Константи́н Марджа́нов; 28 мая (9 июня1872, Кварели, Телавский уезд, Тифлисская губерния, Российская империя — 17 апреля 1933, Москва, СССР) — российский, грузинский и советский режиссёр театра и кино, основоположник грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР (1931)[2].

Сценическую деятельность начал в 1893 году как актёр Кутаисского театра. В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли царя Ираклия II в пьесе «Патара Кахи» Акакия Церетели[2].

С 1897 года служил в русских театрах. В 1901 году на сцене Вятского театра поставил свой первый спектакль — «Дядю Ваню» А. П. Чехова[2][3].

В 1910—1913 годах работал в Московском Художественном театре, с которым его сближали принципы высокой идейности репертуара, реализма в актёрском искусстве. В МХТ Марджанишвили поставил спектакли «У жизни в лапах» Гамсуна (1911), «Пер Гюнт» Ибсена (1912), принимал участие в создании «Братьев Карамазовых» по Достоевскому (1910).

Время после первой русской революции было для российской культуры временем поиска новых форм работы, интересных экспериментов и открытий, которые официозные советские критики нередко третировали как «формализм».

Этот процесс не оставил в стороне и Марджанова, который стремился осуществить идею синтетического театрального искусства и воспитать разносторонних актёров, выступающих в опере, оперетте, драме и пантомиме. Видимо, в это время оформилось и стремление к большей зрелищности, приподнятости и вдохновенности театрального искусства. В 1910-х годах возникает форма драматической пантомимы, на что Марджанов откликнулся постановкой пантомимы «Слезы».