Мариам уз-Замани


Мариа́м уз-Зама́ни (перс. مریم الزمانی[2]); ок. 1542 — 19 мая 1623) — жена падишаха Империи Великих Моголов Акбара I Великого. Она также упоминалась под несколькими другими именами, включая Хира Кунвари[3], Харкха Бай[4] и Джодха Бай[5].

Рождённая в 1542 году как индуистско-раджпутская принцесса[6], Мариам уз-Замани была предложена в жёны Акбару её отцом, раджой Бхармалом из Амбера. Свадьба, состоявшаяся в Самбхаре, носила политический характер и была знаком полного подчинения её отца своему императорскому сюзерену[4][7]. Её брак с Акбаром привёл к постепенному изменению его религиозной и социальной политики. Её пример традиционно рассматривается в современной индийской историографии как пример терпимости Акбара и Великих Моголов к религиозным различиям и их всесторонней политики в рамках расширяющейся полиэтнической и многоконфессиональной империи[7].

Мариам уз-Замани была матерью старшего (к моменту смерти отца) сына Акбара и его преемника — Джахангира[8].

Брак Мариам уз-Замани был результатом конфликта между её отцом и шурином Акбара Шарифом-уд-дином Мирзой, хакимом Мевата. Бхармал, столкнувшись с давлением со стороны Шариф-уд-дина, обратился к Акбару с просьбой вмешаться. Падишах согласился выступить посредником при условии личного подчинения ему Бхармала, а также предложения выдать Мариам уз-Замани замуж за Акбара[4].

Свадьба состоялась 6 февраля 1562 года, когда Акбар возвращался в Агру из Аджмера (после вознесения молитв над могилой Муинуддина Чишти), в имперском военном лагере в Самбхаре, вместо родового дома невесты в Аджмере (который находился всего в 50 км). Это был знак того, что брак не был равным, указывая на более низкий социальный статус семьи Бхармала[7]. Брак с амберской принцессой явил всему миру доказательство того, что Акбар решил стать бадшахом или шахеншахом всего своего народа, то есть и индусов, и мусульман[9].

Акбар брал в жёны многих раджпутских принцесс, так как раджи могли получить множество выгод от связи с семьёй падишаха. Он сделал такие браки почётными для раджпутов[10]. Акбар не обращал ни одну из своих индуистских жен в ислам и разрешал им совершать свои ритуалы во дворце, а иногда даже принимал в них участие[11]. Однако жёны раджпутского происхождения (в том числе Мариам уз-Замани) не играли никакой политической роли при дворе Великих Моголов[12].