Перссон, Маркус


Ма́ркус Алексе́й Пе́рссон (швед. Markus Alexej Persson [ˈmǎrkɵs ˈpæ̌ːʂɔn] произношениео файле; род. 1 июня 1979, Стокгольм, Швеция), также известный под ником Notch, — шведский программист и геймдизайнер, бывший владелец компании Mojang Studios. Является создателем популярной компьютерной игры Minecraft.

Маркус Перссон родился 1 июня 1979 года в Стокгольме, Швеция[3], в семье медсестры финского происхождения Ритвы и железнодорожного рабочего Биргера[4][5]. У Перссона была младшая сестра Анна[5]. Первые семь лет своей жизни прожил в Эдсбюне, затем семья переехала назад в Стокгольм. В 7 лет Перссон начал изучать программирование на домашнем компьютере Commodore 128, а уже в 8 создал свою первую игру в жанре interactive fiction[6][7]. Перссон не окончил среднее образование, однако его мать заставила его записаться на онлайн-курсы программирования[4]. В 2004 году в возрасте 24 лет Перссон устроился на работу в компанию King.com[англ.], где совместно с Рольфом Янссоном разработал онлайн-игру Wurm Online[англ.][8][7][9][4]. Там же он освоил язык Java, после чего стал обучать новых сотрудников компании. Таким образом сдружился со своим учеником Якобом Порсером[10]. Со временем Перссон начал терять интерес к Wurm Online из-за творческих разногласий с Янссоном. В 2009 году Перссон покинул King.com, перейдя в компанию jAlbum[7][11]. После ухода из King.com он сообщил Порсеру, что попытается создать свою игру и если она будет приносить доход, то совместно с ним он откроет студию[12].

Самый популярный проект Перссона — компьютерная игра в жанре песочницы с элементами симулятора выживания и открытым миром Minecraft, выпущенная 18 ноября 2011 года[13]. Ради работы над игрой Перссон уволился с поста гейм-дизайнера. В начале 2011 года Mojang AB продала первый миллион копий игры, через несколько месяцев — второй и через ещё несколько месяцев — третий. Mojang наняла нескольких разработчиков в команду Minecraft, после того как Перссон передал пост главного разработчика Йенсу Бергенстену (jeb_). Игра была адаптирована под iOS и Android. Версия для Xbox появилась 9 мая 2012 года и включает несколько нововведений, например, возможность обучения и несколько текстур-паков скинов.

После продажи Mojang Microsoft за 2,5 миллиарда долларов Перссон прекратил работу над проектом, а его место занял программист Йенс Бергенстен.

В декабре 2011 года Перссон занялся созданием научно-фантастической «песочницы» 0x10c[14], однако летом 2012 года он прекратил работу над игрой, вернувшись только осенью того же года[15]. В интервью Polygon в апреле 2013 года Перссон сообщил, что разработка 0x10c приостановлена[16]. В августе того же года в прямом эфире он сообщил, что разработка игры отложена на неопределённый срок[17].