Канал Марна — Рейн


Ма́рна-Рейн[1][2] (фр. Canal de la Marne au Rhin) — судоходный канал во Франции. Канал Марна-Рейн соединяет реки Марна и Рейн, от Витри-ле-Франсуа до Страсбурга[3].

В виду необходимости соединить бассейны Сены и Рейна, в 1780-е годы Людовиком XVI было поручено спроектировать удовлетворяющий этому требованию канал, однако сам проект был разработан только в 1826 году инженером-строителем мостов и дорог Барнабе Бриссоном (фр. Barnabé Brisson). Строительство под управлением инженера Шарля-Этьена Коллиньона (фр. Charles-Étienne Collignon) было начато в 1838 году, и закончилось только в 1853 году[3]. Первоначальной целью строительства канала было соединить Париж с Эльзасом и Рейном на севере Франции и Германией, а в сочетании с другими каналами Марны, канал Марна-Рейн позволяет осуществлять перевозки между Парижем и восточной Францией[4]. Канал активно использовался для транспортировки грузов (строительный камень, железная руда, уголь, сталь[3]).

Канал Марна-Рейн соединён со многими судоходными водными путями Франции: Марна в Витри-ле-Франсуа, Маас в Коммерси, Мозель в Туле, Восточный канал (фр. Canal de l'Est), Саар через Саарский канал, Иль и Рейн в Страсбурге[5].

В 1969 году был построен наклонный (поперечный) судоподъёмник между городами Арзвиллер (фр. Arzviller) и Сен-Луи (фр. Saint-Louis) в департаменте Мозель. Построенный судоподъёмник заменил 17 судоходных шлюзов[4].

Канал Марна — Рейн имеет длину 313 км и предназначен для малых судов (пениши), чьи максимальные параметры в длину — 38,5 м, в ширину — 5,0 м, осадка — 2,2 м, а высота над уровнем воды — 3,5 м.

Канал имеет 154 судоходных шлюза, два из которых расположены на Мозеле (изначально канал имел 178 шлюзов[6]) и 3 тоннеля. Основные точки и порты, через которые проходит канал Марна-Рейн[7]: