Марониты


Марони́ты (сир. ܡܪܘܢܝܐ, араб. الموارنة‎) — христианская группа[1], приверженцы Маронитской церкви, наибольшее число которых традиционно проживало вокруг Ливанских гор в Ливане. Маронитская церковь является восточнокатолической церковью «своего права», которая находится в полном общении с папой и Католической церковью[2], с правом самоуправления в соответствии с Кодексом канонов Восточных церквей. Вопрос о национальной принадлежности маронитов вызывает споры. Многие марониты, несмотря на то что говорят на арабском языке, считают себя не арабами, а потомками древних финикийцев[3].

Марониты получили своё название от сирийского христианского святого Марона, некоторые из последователей которого мигрировали в район Ливанских гор из своего предыдущего места жительства, которое было расположено вокруг области Антиохии, и основали ядро сирийской Маронитской церкви[4]. Святой Марон послал святого Авраама, часто называемого апостолом Ливана, чтобы обратить нехристианское местное население в маронитское христианство. Название реки Адонис было изменено жителями на реку Авраама после того, как этот святой проповедовал там.

Многие марониты утверждают, что они имеют мардаитское происхождение, но некоторые историки опровергают это[5]. Марониты смогли сохранить независимый статус на горе Ливан и ее побережье после мусульманского завоевания Леванта, сохранив свою христианскую религию и арамейский язык даже в XIX веке[4].

При эмире Горного Ливана Фахраддине II (1590—1633) из друзской династии Маанов маронитский род Хазинов впервые в истории маронитской общины получил феодальный титул. C этого времени маронитская знать, помимо сбора налогов со своих единоверцев, осуществляла судеб­ную и административную власть в пределах пожалованного района, а также созывала и возглавляла вооруженные ополчения. В 1770-е годы эмиры из династии Шихабов (сунниты), а также представители союзного им рода Абиллама (друзы) перешли в маронизм. При эмире Башире II Шихабе (1789—1840) могущество друзских феодалов было практически сведено к нулю, их место заняла маронитская знать[6].

Резня 1860 года в Сирии стала большой психологической травмой для коллективного сознания маронитов, которая стала опасаться «растворения в мусульманском море». Поэтому маронитские политики подчеркивали особую природу маронитской общины, для чего был создан миф о её финикийском происхождении, автором которого стал маронитский просветитель XIX века Таннус аль-Шидьякruen. В начале XX века распространителем этой идеи стал маронитский интеллектуал Мишель Шихаruen[7].