Масляные лаки


Лаки — растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную плёнку, хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям.

Лаки имеют соломенно-жёлтый, желто-коричневый, даже тёмно-коричневый цвет. Лишь в виде исключения лаки бывают совершенно бесцветными. Желтоватая или слабо-коричневатая окраска не является недостатком, так как слой лаковой плёнки до того тонок, что его цвет практически не проявляется. Если желтизна лака вызвана присутствием высыхающего масла, то лаковая плёнка самопроизвольно обесцвечивается в течение нескольких дней на сильном дневном свете, ибо краситель, содержащийся в высыхающих маслах, в начале не стоек на свету. Коричневые лаки из неотбелённого шеллака и из тугоплавких смол изменяют колорит живописи, действуют как цветная лессировка и поэтому непригодны для покрытия картин.

Применяемые в живописи лаки в зависимости от растворителя, придающего лакам те или иные свойства и определяющих их назначение, подразделяются на:

Скипидарный лак входит в практику обихода живописца как один из материалов живописи лишь в XVI в. и особенного распространения до конца XVIII в. не имеет. Техника живописи XIX—XX вв. уделяет скипидарным лакам большое внимание, пользуясь ими в качестве покрывного и связующего вещества.

Спиртовой лак , представляет собой раствор смолы в спирте, особого распространения в живописной технике не получили вследствие своей малой прочности и стойкости. Лаковая плёнка спиртовых лаков, состоящая из смолы и быстро улетучивающегося растворителя-спирта, быстро покрывается сетью трещин, отличается крайне незначительной стойкостью и прочностью.

Масляный лак. Наибольшим распространением, как в современной живописи, так и в живописной технике древних мастеров XI—XVIII вв. пользовались масляные лаки.