Массовые самоубийства в старообрядчестве


Массовые самоубийства в старообрядчестве — феномен религиозной жизни России в конце XVII—XIX веках, заключавшийся в коллективных самоубийствах на религиозной почве старообрядцев-беспоповцев. У старообрядцев-поповцев случаи самосожжения встречались очень редко[1].

Наиболее распространённым способом самоубийства было самосожжение («гари»), однако, наряду с этим утверждается, что были также распространены самопогребение, самозаклание, «запощивание» (добровольная смерть от голода) и самоутопление.[2]

Ряд официальных исследователей утверждает, что начало массовых самосожжений в XVII веке спровоцировали кровавая расправа над участниками Соловецкого восстания 1668—1676 годов и жестокая казнь через сожжение в срубе руководителей раскола Аввакума, Лазаря, Епифания и Феодора.[3]

В XVII веке применение смертной казни через сожжение к сторонникам раскола было закреплено законодательно[3][4].

Собор … определил, на основании древних примеров вселенской Церкви, что «еретики и раскольники не токмо церковным наказаниям имут наказатися, но и царским, сиречь градским законом и казнением». Соответственно этому царь Алексей Михайлович многих из первых раскольников, которые, после всех наставлений и убеждений со стороны духовенства, не только не покаялись, но дерзко продолжали хулить св. Церковь, животворящий четвероконечный крест Господень, пречистыя Христовы тайны и прочие св. таинства, одних «во оземствование посла и в темницы заточи, а иных хульников повеле огню предати за нестерпимые их богомерзкие хулы»: так как, по действовавшему тогда уложению, дерзавший изрекать хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или на честный Его крест, подлежал именно этой казни, т. е. сожжению.

Архиереи на Московском соборе 1681—1682 года просили царя, чтобы под руководством местных епископов и воевод посылать служилых людей для насильного приведения старообрядцев, «ругающих церковь», в гражданские суды: «… в частных домах, во многих городах люди (старообрядцы) устроили частные постоянные молитвенные собрания, в которых „ругают церковь“ (то есть новообрядцев). Ответ: прежний царь Алексей Михайлович „тех врагов, святые церкви противников“, велел отправлять в гражданские суды. И сегодня „соборне просим и молим“, чтобы царь тех людей отсылал к гражданскому суду. Воеводы, под царским устрашением, вместе с местными архиереями должны посылать служилых людей, чтобы приводить тех раскольников (старообрядцев) в суды» (2-е соборное решение Московского Собора 1681—83 годов).[5]