Мастер Тршебоньского алтаря


Мастер Тршебоньского алтаря (чеш. Mistr Třeboňského oltáře, нем. Meister von Wittingau; XIV век — XIV век[1]) — богемский анонимный художник, один из крупнейших представителей готической живописи, работавший в стиле интернациональной готики.

Ни настоящее имя этого мастера, ни его биография неизвестны. Его активность приходится на короткий период с 1380го по 1400й года, в течение которого он работал в Богемии. Он принадлежал к пражской школе живописи, которая являлась одним из центров развития интернациональной готики, и входил в число художников, работавших для пражского двора. Его главным произведением является алтарь, предназначенный для церкви св. Илии монастыря августинских каноников в Тршебоне (по-немецки — Виттенгау). Подготовленное творчеством мастеров предыдущего поколения (живопись в замке Карлштейн, произведения Мастера Теодориха и др.), искусство Мастера Тршебоньского алтаря пронизано чувствительностью и гармонией, ему присущи поэтичность, созерцательность и близкая к мистицизму религиозность. Возможно, он был знаком с французской живописью 1360-х годов («Апокалипсис» из Анже, диптих из Барджелло, Флоренция) и в какой-то мере был подвержен влиянию североитальянской живописи. Он являет собой наиболее значительную фигуру в чешской готической живописи. Для него характерны оригинальное построение пространства и тщательная нюансировка форм светотенью. Мастер Тршебоньского алтаря был основоположником «прекрасного стиля» — варианта «интернациональной готики», распространившегося в Богемии и Центральной Европе. Но, кроме того, его произведения, особенно более поздние, своим совершенством и рафинированностью предвещают наступление позднеготического периода.