Мать Уистлера


«Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери», также часто называемая «Мать Уистлера» (англ. Arrangement in Grey and Black, No.1: Portrait of the Artist's Mother, Whistler's Mother[1][2][3][4]) — наиболее известная[5] картина американского художника Джеймса Уистлера, написанная в 1871 году. На картине изображена Анна Уистлер (1804—1881), мать художника. Хранится в музее Орсе в Париже. Размер картины — 144,3 × 162,4 см[6][7].

Однажды модель, которая должна была позировать, не пришла на назначенный сеанс, и Уистлер попросил свою мать, Анну Мак-Нейл Уистлер, попозировать ему для портрета. Первоначально, он предполагал рисовать модель стоя, но для пожилой матери, которой в то время было 67 лет, длительное позирование стоя было очень обременительно. Написание картины заняло десятки сеансов позирования[8]. Анна, в письме от 3 ноября 1871 года к своей сестре, Кейт Палмер, писала[8][9]:

У Джейми не было страха при работе над портретом Матери — это доставляло ему удовольствие, хотя и он не был оплачен, только пару раз я слышала как он восклицал: «Нет! Я не могу понять это! Невозможно сделать так, как должно быть — идеально!» У меня сжималось сердце, его попытки были похожи на то как невод закидывают в озеро, по воле Господа, и моя душа бы возрадовалась, если бы, вдруг, мой дорогой сын воскликнул: «О, мама, это сделано, это прекрасно!», и он бы поцеловал меня за это!

Используя в названии термин «аранжировка», по аналогии с музыкой, Уистлер хотел подчеркнуть свою философию «Искусство ради искусства». В целом, для названии своих работ, он использовал и другие музыкальные термины, такие как «симфония», «гармония», «этюд» или «ноктюрн», чтобы подчеркнуть тональные качества и композицию, и снять акцент с повествовательного и описательного аспекта живописи[10]. Из-за того что критики и публика викторианской эпохи не приняли бы название портрета как «аранжировка», Уистлер к заголовку уточнение: «Портрет матери». Но, в итоге, работа получила более простое постоянное прозвище — «Мать Уистлера»[11][2][4].

Несмотря на прохладное отношение критиков, картина привлекла двух новых клиентов. Коллекционер Луис Хут[англ.] заказал портрет своей жены Хелен[12], получивший название «Аранжировка в чёрном № 2: портрет миссис Луис Хут». А после того, как историк Томас Карлейль увидел портрет матери, то заказал у Уистлера подобную композицию, которая была названа «Аранжировка в сером и чёрном № 2: портрет Томаса Карлейля»[12].

Не найдя покупателя, Уистлер заложил картину в 1878 году, но после смерти матери, в 1881 году, выкупил обратно за 50 фунтов[13]. Уистлер хотел чтобы картину купило французское правительство, что обессмертило бы его мать и самого художника. Ему немного трудно было объяснить всё это своему брату, Уильяму, он приводил разные доводы, в том числе, что подобная покупка станет гордостью семьи, но было очевидно, что это было бы в первую очередь его гордостью[14]. В декабре 1884 года Уистлер писал своему брату[14][15]: