Матюшин, Михаил Васильевич


Михаи́л Васи́льевич Матю́шин (1861[1][2][…], Нижний Новгород — 14 октября 1934[3][4][…], Ленинград[5]) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины XX века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем» (1913), прославившей Казимира Малевича.

Oтец — Николай Александрович Сабуров из актёрской династии Сабуровых. Дед — актёр А. М. Сабуров, бабушка — актриса А. Т. Сабурова, сестра отца — актриса Екатерина Сабурова[6]. Мать художника — Ирина Петровна Матюшина воспитывала его одна, дав ему свою фамилию. С 1870 года пел в церковном хоре. В 1874 году старший брат Николай забрал его в Москву.

С 1877 по 1881 годы обучался в Московской консерватории по классу скрипки, и затем работал скрипачом Придворного оркестра в Петербурге. С 1882 года по 1913 он был первой скрипкой Придворного оркестра.

С 1894 по 1905 годы посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем — школу-студию Я. Ф. Ционглинского.

В 1908—1910 годах Матюшин и его жена Елена Гуро входили в складывающийся круг русских кубофутуристовбудетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там было основано издательство «Журавль», в 1910 вышел первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпустил 20 футуристических книг.

Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошёл через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.