Мацкявичюс, Гедрюс Казимирович


Ге́дрюс Казими́рович Мацкя́вичюс (лит. Giedrius Mackevičius; 18 мая 1945Литовская ССР13 января 2008, Москва) — советский, литовский и российский театральный режиссёр. Основоположник направления сценического искусства — пластической драмы. Создатель «Театра пластической драмы». Заслуженный артист РФ (1996).

Гедрюс Мацкявичюс родился в деревне Грибенай[лит.] в Литве. Мать Эмилия Мацкявичене была учителем, умерла в 40 лет от рака. Отец Казис Мацкявичюс, также учитель по профессии, оставил семью ещё до рождения Гедрюса.

После школы по настоянию матери Гедрюс поступил в Вильнюсский университет, на химический факультет (кафедра биохимии), который окончил с красным дипломом, но по специальности не работал. Во время обучения в университете Гедрюс играл в вильнюсском молодёжном театре, в 1967 году был удостоен звания «Лучший мим Прибалтики». Позднее играл в «Ансамбле пантомимы» под руководством Модриса Тенисона. Руководил самодеятельным литературным театром при Дворце профсоюзов в Каунасе.

Поступил на режиссёрский факультет в ГИТИС в Москве. Курсом руководила Мария Кнебель, ученица Станиславского.

Ещё будучи студентом ГИТИСА, начиная с 1973 года, Гедрюс Мацкявичюс руководил самодеятельной студией пантомимы при Доме культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. Позже на основе студии был создан Московский театр пластической драмы который просуществовал 16 лет. Своего помещения у театра не было, труппа играла спектакли на разных площадках. Несмотря на то, что в театр Гедрюса Мацкявичюса вошли только непрофессиональные актёры, впоследствии театр успешно выступал в СССР, Российской Федерации и гастролировал в зарубежных странах.

Взгляд, жест, поза, едва уловимое движение тела «обнажают» человека неизмеримо больше, чем это могут сделать слова. Термин «пластическая драма» хотя и является неологизмом, наиболее точно определяет суть нашего театра, его спектаклей, драматических в своей основе, но построенных только на пластических средствах выражения. Согласитесь, именно безмолвие сопутствует всем крайним, кульминационным моментам человеческой жизни…[1]