Медресе Абдулкасим Шейха


Медресе Абдулкасим Шейха узб. Abulqosim madrasasi — архитектурный памятник Ташкента[1]. Построено Ташкентским ишаном Абулкасим шейхом в XIX веке. Первоначально это был комплекс, который включал мечеть, баню и медресе. Место, где расположен комплекс, прежде называлось Янги Махалля и было одним из общественных центров. Первоначально медресе Абдулкасим Шейха было одноэтажным зданием. В 1864 году, во время восстановления медресе, был достроен второй этаж. В течение долгого времени медресе Абдулкасим Шейха находилось на тихой улице. Недавно медресе приобрело нового величественного соседа – здание парламента Узбекистана.

Ташкент – один из старейших городов Востока. Несмотря на разрушительные междоусобицы в различные времена и природные катаклизмы, до нас дошло немало исторических памятников. Один из них – медресе Абулкасымхан. Медресе[2]. От входа до каждой худжры стены медресе расписывались цитатами из Корана, имеющими воспитательное и историческое значение, стихами-бейтами[3]. Здание медресе было построено в едином ансамбле с Мавзолеем Хонакойи Муйи Муборак. В 1892 году после смерти основателя Абулкасымхан ишана оно стало называться медресе Абулкасымхан-ишан.

В годы советской власти многие сооружения комплекса были снесены, но здание медресе чудом сохранилось. В настоящее время медресе входит в число охраняемых государством исторических памятников, находится в ведении столичного отдела Международного благотворительного фонда «Олтин мерос» (Золотое наследие).

В двадцати худжрах (комнатах) размещены мастерские Художественной академии. Здесь занимаются народные мастера, среди которых много знаменитостей, членов Академии художеств Узбекистана, участники и призёры республиканских, региональных, международных выставок. Здесь в полном смысле слова возрождена и процветает наша национальная традиция – наставничество.

Во дворе медресе всегда многолюдно. Ученики школ, студенты, жители и гости столицы, зарубежные туристы, с интересом рассматривая выставленные работы, восхищаются изящными миниатюрами, узорами, тонкой работой мастеров.

Верхняя часть молельни (мехроба) была отреставрирована в 2002 году. Здесь сохранилось два бейта на таджикском языке. Четверостишие отчеканено в стиле настаълик, арабской каллиграфией на светло зелёном фоне синими красками, и оповещает об истинном значении здания: