Ишан


Ишан (перс. ایشان‎‎ [Ishān], чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов[1]. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда[2].

Этимология слова «ишан» имеет несколько предположений. Согласно одной из версий это слово заимствовано из чагатского «išаn», что означает «святой» или «набожный человек»[3]. По другой версии это слово персидского происхождения и переводится как «они»; в средние века слово «они» употреблялось при обращении к вожакам и старейшинам суфийских тарикатов. Местоимение множественного числа «они» является уважительной формой со стороны простого народа по отношению к лицам из привилегированных классов — как светским, так и духовным. Упоминание собственных имён руководителей тарикатов является своего рода табу, так как по народным поверьям это грозит всевозможными несчастьями[4][5]. Первые упоминание этого слова зафиксировано в биографиях знаменитого Ходжа Ахрара (1404—1490) и Бахауддина Накшбанда (ум. в 1389 году)[6]. Термин ишан встречаются лишь в Средней Азии, в регионах компактного проживания выходцев из этого региона, а также в тех районах, где осуществлялась активная миссионерская деятельность среднеазиатского духовенства (Татарстан, Башкортостан)[6].

Слово ишан употребляется в значении шейх, муршид, устаз, пир. Они являются духовными лидерами суфийских тарикатов и обладают правом наставничества мюридов.[7][8][9]

В суфийских тарикатах Средней Азии существовала сложная иерархия руководителей, которая определялась, с одной стороны, структурой управления суфийскими общинами, а с другой — знатностью происхождения. Титул ишанов могли носить разные категории суфийских руководителей:

Руководителем тариката фактически мог стать любой мусульманин достигший определённой степени духовного совершенства и получивший от своего учителя право наставничества мюридов, однако в Средней Азии получила распространение практика, при которой наивысшей степенью «святости» могут обладать только потомки пророка Мухаммеда (сеиды) и потомки праведных халифов (ходжи). Ещё одной особенностью ишанов было то, что своё звание они могли получить по наследству (ишан-заде, эшон-зода)[6].

Примерно с XIV века, после монгольского нашествия на Среднюю Азию в системе суфизма установилась наследственная передача руководства тарикатом. Уже в XV—XVI вв. суфизм постепенно превратился в социально-политическую организацию, а ишаны стали играть активную роль в общественной жизни Средней Азии.