Межзаводской забастовочный комитет (Польша)


Межзаводский забастовочный комитет (польск. Międzyzakładowy Komitet Strajkowy, MKS) — польский координационный орган забастовочного движения. Создан в Гданьске на судоверфи им. Ленина 16 августа 1980 года. Сформулировал 21 требование забастовщиков. Добился от руководства ПОРП и правительства ПНР подписания Гданьского соглашения и признания независимых профсоюзов. Около года возглавлял профобъединение Солидарность. Председатель — Лех Валенса.

Толчком к забастовке на Гданьской судоверфи им. Ленина стало политически мотивированное увольнение крановщицы Анны Валентынович (редактора подпольного бюллетеня Robotnik Wybrzeze) и электрика Леха Валенсы (активиста нелегальных свободных профсоюзов)[1]. Утром 14 августа 1980 16 тысяч рабочих верфи начали оккупационную забастовку. Они потребовали восстановить на работе Валентынович и Валенсу, установить памятник погибшим в декабре 1970, повысить заработную плату. Организаторами первого дня выступили активист КОС—КОР и свободных профсоюзов Богдан Борусевич, техник-механик Ежи Боровчак, монтажник Богдан Фельский, сварщик Людвик Прондзиньский, слесарь Пётр Малишевский[2].

На ряде предприятий Гданьска начались забастовки солидарности, волнения перекинулись в Гдыню. 15 августа на судоверфи появился Лех Валенса, тут же оказавшийся во главе движения. Сторону забастовщиков фактически принял директор Гданьской судоверфи Клеменс Гнех, предоставивший помещения, типографию и радиосвязь[3]. Медсестра судоверфи Алина Пенковская сумела передать Яцеку Куроню информацию о происходящем[1]. Сделать это удалось, несмотря на блокирование связи, с неотключённого телефона медпункта. Куронь сообщил на Радио Свободная Европа, после чего вся Польша оказалась в курсе событий.

Важное значение имела поддержка движения со стороны польской католической церкви. Рабочие проводили мессы у ворот Гданьской судоверфи. Широко распространялись католические символы, портреты Папы Римского Иоанна Павла II[4].

16 августа 1980 года стихийно сформировался забастовочный комитет, принявший статус межзаводского. В его состав вошли[5]:

Таким образом, из 19 членов комитета 14 (Валенса, Лис, Колодзей, Валентынович, Кмечик, Кобылинский, Издебский, Ендрушевский, Кшивонос, Левандовский, Пшибильский, Сикорский, Собешек, Вишневский) были людьми рабочих профессий: из них 7 — с судоверфей Гданьска и Гдыни, 2 — из портов Гданьска и Гдыни, 2 — с транспортных предприятий Гданьска, 1 — с гданьского электротехнического завода Elmor, 1 — с гданьского завода Elektromontaż, 1 — с гданьского судоремонтного завода Budimor. Двое (Валенса и Валентынович) на тот момент числились уволенными.