Мелоне, Альтобелло


Альтобелло Мелоне (итал. Altobello Melone; 1490, Кремона — 1543, Кремона) — итальянский художник позднего Возрождения. Писал фрески, религиозные композиции, картины бытового жанра, портреты. Работал преимущественно в городе Кремона.

Относится к во многом забытым мастерам северной Италии эпохи Возрождения. Дату рождения будущего художника просчитали из свидетельства его сотрудника и художника Боккаччо Боккаччино. Мелоне родился в 1490 или 1491 году. На простое происхождении будущего художника указывает и его фамилия (означающая в переводе дыню).

Наиболее вероятно, что он родился в городе Кремона, потому что долго жил и работал именно там. Северный итальянский город расположен на пересечении различных южных и северных путей и культурных и стилистических идей, распространявшихся по этим путям.

Стилистика работ мастера — поэтическая, но несколько эклектичная. Его учителем считают Джироламо Романино. Но творческая манера Альтобелло Мелоне имела влияние ломбардских мастеров вроде Бартоломео Суарди (более известного как Брамантино) и одновременно тяготела к образцам Якопо де Барбари, представителей венецианской школы — Чима да Конельяно, Джованни Беллини и учеников его мастерской. Более того, поэтические и необычные по характеру портреты кисти Альтобелло Мелоне близки к произведениям талантливых Лоренцо Лотто и самого Джорджоне. Последнего даже считали автором некоторых портретов кисти Мелоне.

о в случае необходимости Альтобелло Мелоне смело пренебрегал классическим законами равновесия и гармонии ради проявления индивидуальных черт характера портретируемых. Особенно тогда, когда эти черты конфликтовали с господствующими идеями гуманизма и распознавались как непоколебимая жестокость, склонность к преступлениям, коварство, жажда роскоши и наслаждений, цинизм. Эмоциональный диапазон лиц, портретируемых Мелоне, чрезвычайно широк — от меланхолии и неуверенности в себе, недовольстве жестокости эпохи Возрождения до исступления в преступлениях.

В 1512 году на севере Италии войска Венеции проиграли битву при Равенне. И среди разорённых и ограбленных французами городов была соседняя Брешия. Два художника (Джироламо Романино и Альтобелло Мелоне) вместе с жителями, спасая собственную жизнь, бежали в дальние горные села в междуречьях Олья и Мелья. Именно 1512 годом датируют возникновение стенописей в небольшой часовне Святого Онофрио в Бовеццо. Было создано шесть сцен из жизни Св. Онофрио, три верхние связывают с авторством Джироламо Романино, а три нижние — с Мелоне («Причастие», «Смерть Св. Онофрио», «Погребение святого»). Об этом свидетельствуют малый опыт художника и более архаичная манера исполнения, характерные для молодого художника.