Мельница Гергардта


Ме́льница Ге́ргардта, или ме́льница Груди́нина — здание паровой мельницы начала XX века, разрушенное в дни Сталинградской битвы и не восстановленное как память о войне. Входит в состав Музея-заповедника «Сталинградская битва».

История мельницы начинается в 1899 году, когда семья предпринимателей Гергардтов получила разрешение на постройку мукомольного комплекса на «Балканах» (вышедшее из употребления неофициальное название северной окраины Царицына, примерно от современного Дома Офицеров до Волги по имени Балканской площади). Выделенный участок под номером 346 ограничивался с севера Тамбовской улицей (современная Наумова), с волжской, восточной стороны Архангельской улицей (сейчас — Чуйкова), с юга Казанской улицей (до войны Солнечная, сейчас имени 13 Гвардейской дивизии), с запада Пензенской улицей (современная Советская). Транспортная логистика была очень удобной: с запада от Грязе-Царицынской железной дороги (сейчас — действующие пути Волгоградского отделения Приволжской железной дороги) до мельницы вела железнодорожная колея (демонтирована после Великой Отечественной), с востока несколько десятков метров до волжской пристани и Юго-Восточной железной дороги (пути по волжскому берегу демонтированы в 1930-х годах)[1]. До строительства на этом месте находился незаконный самострой. Строительство началось в июне 1899 года. 20 июля 1900 года мельница была введена в эксплуатацию, а продажи муки начались 1 августа 1900 года. Мельница проработала до пожара 8 августа 1907 года, когда от неё остался лишь каменный остов[2].

На этом же месте к маю 1908 года было построено новое здание. Несмотря на название «мельница», был построен пищевой перерабатывающий комплекс, где кроме мукомольного находились также рыбокоптильный, маслобойный, хлебопекарный цеха, склады готовой продукции[2]. В техническом оснащении были применены самые передовые технологии своего времени: собственный электрогенератор, давший независимость от городской электросети, собственная котельная, от которой сохранилась кирпичная труба, внутренние механические транспортёры (сохранились разбитые остатки). В 1911 году на предприятии «Гергардт и наследники» работало 78 рабочих при 165 рабочих днях с продолжительностью рабочего дня 10,5 часов. Выплаченная заработанная плата за год составила 10 342 рубля, годовой оборот предприятия 1 270 000 рублей[3].