Менес


Менес (Мена, Мина, Мени др.-греч. Μήνης; ок. 3200—3000 гг. до н. э.[1]) — первый или второй фараон I династии Древнего Египта.

Существует множество теорий и догадок по поводу личности Менеса, но его можно воспринимать как сына фараона Нармера или же самого Нармера (либо Хор Аха), — этот факт точно не установлен.

Имя Менес впервые упоминается спустя полтора тысячелетия после его предполагаемого правления в храме женщины-фараона Хатшепсут, где оно написано рядом с её именем[2]. После оно появляется в храме Сети I, в Абидосе, где Мена (Менес) выступает в качестве основателя Египта, от которого ведут род все фараоны. В Туринском списке его имя всплывает два раза: сначала как имя прародителя фараонов, потом как имя умершего фараона. Таким образом, его стали рассматривать как первого человеческого правителя страны после эпохи богов, непосредственно получившего власть из рук Хора. Менес появляется даже в летописях Геродота и Манефона, в греко-римских романах. Очевидно, Менес действительно был прославлен, как Нармер.

Примечательно, что ранние царские анналы и списки (например, Палермский камень) не знают фараона с таким именем. Некоторые учёные считают, что Менес — это фараон Нармер или Хор-Аха, так как сроки их правления совпадают, к тому же в летописях Манефона он значится как объединитель Верхнего и Нижнего Египта, которым считается Нармер. Вопрос об историчности Хор-Аха, Менеса и Нармера и по сей день остаётся открытым. Некоторые учёные отвергают факт существования Менеса.

К середине І тысячелетия до н. э. мифические сведения о Менесе превратили его в культурного героя в памяти египтян[3]. Миф о Менесе вошёл в греческую, позже римскую историческую традицию, сообщения о нём есть у Геродота, Диодора, Манефона, Плиния Старшего, Плутарха и Элиана. Ему приписывается основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний).

Согласно позднеегипетской и античной традиции, Менес был опытным военачальником и энергичным политиком. Видимо, он подчинил Нижний Египет (хотя у нас и нет данных о его войне с ним) и слил воедино оба царства, завершив, таким образом, длительный процесс централизации Египта. В качестве наглядного результата его мудрой политики по умиротворению Нижнего Египта можно рассматривать запись о строительстве храма в Саисе, посвящённого богине Нейт, которая была божеством, покровительствующим Северу.