Мессалианство


Мессалиа́не или Массалиа́не (др.-евр.ןיילצמ‏‎; сир. ܡܨܠܝ̈ܢܐ; др.-греч. μεσσαλιανοί, μασσαλιανοί; лат. messaliani, massaliani — «молитвенники» от др.-евр.אלצ‏‎ — «просить, молиться»), встречается калька: Евхи́ты или Эвхи́ты (др.-греч. εὐχῖται; лат. euchitae от др.-греч. εὐχή — «молитва») — последователи религиозного течения в христианстве, ереси, которая, имела место в Сирии и Малой Азии в IVVI веках, а в сироязычной Персии — в VII веке. Массалиане имеют ещё одно название — Энтузиа́сты или Ентузиа́сты (др.-греч. ἐνθουσιασταί; лат. enthusistae от др.-греч. ἐνθουσίασις — «(божественное) вдохновение, воодушевление, восторг, исступление»), это название они получили, как объясняет Иоанн Дамаскин, потому что эти люди принимают в себя действие какого-то демона и это действие принимают за действие Святого Духа.

Впервые о «плохих молитвенниках» упомянул в мадраше (гимне) о ересях Ефрем Сирин «Мадраши против ересей» («Hymni contra Haereses» 22, 4-5). Слово, употреблённое там, не имеет того смысла («развращённые»), которые ему позже приписали. Следующий автор, который упоминает о массалианах, — Епифаний Кипрский в «Анкорате»; более подробно он описал их в последней, 80-й главе книги «Панарион». Епифаний разделяет массалиан на две группы. Первая группа массалиан — евфими́ты (др.-греч. εὐφημῖται от др.-греч. εὔ-φημος — «воздерживающийся от неподобающих слов») вышли из язычников, не принадлежали к иудейству и не были христианами, не происходили и от самарян; они воздают честь только одному Богу, называя его Вседержителем. По мнению Епифания, евфимиты имеют древнее происхождение. Евфимиты для своих молитвенных собраний приспосабливали некоторые дома, или обширные помещения, наподобие форумов, и называли их молельнями. Вторая группа массалиан — те, о которых писали большинство христианских греческих писателей IV—VIII века. Они появились при императоре Констанции и были христианами.

Более поздним автором, писавшим о мессалианах в сочинениях «Церковная история» и «Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах», является Феодорит Кирский.В них Феодорит сообщает исторические сведения, о том, что учение мессалиан широко распространилось во многих монастырях. Он также называет имена мессалианских (евхитских) учителей: Дадой (др.-греч. Δαδώης), Сава (др.-греч. Σάβας), Адельфий (др.-греч. Ἀδέλφιος), Герма (др.-греч. Ἑρμᾶς) и Симеон (др.-греч. Συμεώνης). Особенно среди них выделялся Адельфий, который не был ни монахом, ни священником, но одним из непосвященных. По имени Адельфия евхиты назывались — адельфиане.