Мессерер, Суламифь Михайловна


Сулами́фь Миха́йловна Мессере́р (Мешойрер) (27 августа 1908, Москва — 3 июня 2004, Лондон) — советская балерина и балетный педагог, пловчиха. Сестра Асафа Мессерера и Рахили Мессерер, мать Михаила Мессерера, тётя[1] и приёмная мать Майи Плисецкой. Народная артистка РСФСР (1962).

Родилась в семье зубного врача Менделя Берковича Месерера (позже Михаила Борисовича Мессерера, 1866—1942) и Шимы Мовшевны (позже Симы Моисеевны) Шабад (1870—1929)[2]. Отец происходил из Долгиново, мать — из Антоколя.

Отец Суламифи знал 8 иностранных языков. Он получил диплом зубного врача в Харькове и в 1904 году вместе с женой и детьми смог уехать из черты оседлости в Москву. Братья и сёстры, как и сама Суламифь, были названы редкими именами: Моисей, Азарий, Маттаний, Асаф, Аммидав, Пнина, Рахиль, Элишева. В семье девочку часто называли Митой из-за того, что именем «Суламита» называла её няня[3].

Зимой 1920 года Рахиль Мессерер отвела одиннадцатилетнюю Суламифь в Балетную школу Большого театра. Рахиль за ночь перед просмотром будущих учеников сшила из марли балетную пачку для сестры — чтобы та больше соответствовала образу. Пробы проходили по Пушечной улице, 2, где располагалась школа Большого театра. В комиссии были Александр Горский, Василий Тихомиров, Иван Смольцов. Суламифь Мессерер, возможно из-за возраста, определили в третий класс к Вере Ильиничне Мосоловой. Мосолова была строгой учительницей. В своей квартире часто проводила частные занятия, за которые ученики расплачивались дровами. Два полена необходимо было заплатить за отработку арабеска, пируэт стоит четыре полена. Возможно, дрова как способ оплаты были выбраны не случайно — в квартире была огромная печка, которая хорошо отапливалась, и дети занимались в нормальных условиях. Вместо станка использовали спинки стульев. Вера Мосолова делилась с детьми во время занятий своими представлениями о том, какой должна быть балерина Большого театра. Постепенно Суламифь стала одной из любимых учениц Мосоловой благодаря своему трудолюбию, и если на первых занятиях она называла её «девочкой со странным именем», то затем стала звать Митой[3].

Суламифь Мессерер впервые вышла на сцену в 1921—1922 годах, когда для проведения балетного представления понадобились дети. В этот же период у неё был эпизодичный выход на сцену в спектакле с Екатериной Гельцер. В четырнадцатилетнем возрасте танцевала партию Амура в «Дон-Кихоте». Вместе с Суламифью учились будущие солисты Александр Царман, Тамара Ткаченко, Вера Васильева[3].

В 1926 году окончила Московское хореографическое училище, где её педагогами были В. Мосолова и В. Тихомиров, совершенствовалась у Е. Гердт.