Метафилософия


Метафилосо́фия (происходит от греческих слов: μετά — «после», «за пределами» и φιλοσοφία — «философия», «любовь к мудрости») — теория, исследующая функцию и предназначение философии, философия философии.

Одной из существующих концепций функции философии является тезис о возложении на неё задачи культурологической рефлексии. С подобной точки зрения даже онтологическое моделирование следует представлять внутрикультурной функцией. Обоснование подобной точке зрения представил М. Б. Туровский[1].

Задача метафилософии, по Т. Й. Ойзерману, состоит в том, «чтобы открывать в философских учениях заключенные в них имплицитным образом выдающиеся идеи, гениальные прозрения, предвосхищения будущего знания, которые, однако, не были высказаны эксплицитно самими создателями философских систем».[2]

В религиозном понимании философия оказывается практикой связи с абсолютом, часто мистической, отчего невыразимой и близкой к мифу в попытках это невыразимое передать, в рационалистических религиозных учениях философия служит путем к богу через научное познание его творения благодаря данному богом разума. Примером мистического философствования может служить веданта и неоплатонизм, а рационально-теистического — схоластика и немецкий идеализм[3]

Оказываясь в подобной трактовке одной из множества форм равноправного и случайного знания, философия выделяется в подобных учениях лишь как самая гордая и провокативная в своих притязаниях форма, отчего часто сводится к властным или эстетическим эффектам философствования. Идеи софистов и Ницше, а также эпистемологический анархизм и постмодернизм — примеры подобных подходов[4].

Философия наравне с мифологией, религией, обыденным знанием в глазах позитивистов, реалистов, вульгарных материалистов оказывается лишь преднаукой, которая может быть полезна до тех пор, пока научное развитие или просвещение не прольют свет точных расчетов на область прежних философских спекуляций[5].