Метрополитен Глазго


Метрополите́н Гла́зго — пятый по времени открытия (и третий подземный после Будапештского) метрополитен в мире, расположен в городе Глазго, Шотландия.

Состоит из одной кольцевой линии с пятнадцатью станциями, общая длина — 10,4 км, время движения по всей линии — 24 минуты. Используется необычная узкая колея 1219 мм (4 фута). Диаметр тоннелей также меньше обычного — 3,35 м (11 футов). Средняя глубина заложения около 10 метров. Пассажиропоток по данным на 2005/2006 год составляет 13,16 миллионов пассажиров в год (36 тысяч в день).

Система была открыта полностью 14 декабря 1896 года и с тех пор не расширялась. Первоначально использовалась канатная тяга, единый трос приводился в движение одной паровой машиной. В 1935 году линия, перешедшая в собственность города из-за нерентабельности, была электрифицирована, причём с марта по октябрь направление против часовой стрелки было электрифицировано, а по часовой — оставалось на канатной тяге. В 19771980 годах система была полностью закрыта на реконструкцию. Одна станция («Мерклэнд-стрит») была закрыта, её заменили на новую станцию «Партик», были перестроены тоннели и станции. После заявления городских властей, что с этого времени метро (исторически, а сейчас и официально называющееся Subway в отличие от Underground в Лондоне) будет работать «как часы», оно получило прозвище «заводной апельсин», по оранжевому цвету составов, которым линия также обозначается на плане города. Существуют планы расширения сети, но строительные работы не начинались.

Станции расположены на обоих берегах реки Клайд: 8 на северном, 7 на южном. Все станции подземные, 12 станций имеют островные платформы, боковые платформы только на станциях «Партик», «Гован» и «Сент-Енох». Платформы на станциях узкие: ширина около 3 м (10 футов). Длина около 40 м, рассчитаны на 3 вагона. Высота платформ над уровнем рельсов 65 см. На линии три пересадки на одноимённые железнодорожные станции: станции Партик, Бьюкенен-стрит и Сент-Енох.

При открытии подвижной состав, обслуживаемый депо Broomloan, состоял из 20 отдельных вагонов на канатной тяге, построенных компанией Oldbury Railway Carriage and Wagon Company, через год к ним добавились ещё 10 таких же. С 1898 года к каждому был добавлен прицепной вагон. Сначала прицепные вагоны были значительно короче головных, затем их сделали равной длины. Один прицепной вагон в первозданном виде сохранился и находится на станции Buchanan Street.

Некоторые из первоначальных вагонов продолжали служить до 1977 года, уже на электрифицированной дороге. Все вагоны имеют по две двери с каждой стороны. Вход в двухвагонные составы осуществляется через две центральные двери, а выход — через две крайние.