Метрополитен


Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. subway[комм. 1] или metro[комм. 2], а также брит. англ. underground либо tube (на сленге)[комм. 3]) — городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, инженерно отделённая от любого другого вида общественного транспорта и пешеходного движения и предназначенная для пассажирского движения.

Может быть подземным (в тоннелях), наземным (на поверхности земли) и надземным (на эстакадах)[1][2]. Подземные метро характерны запахом, вызванным пропитками деревянных шпал креозотом, постепенно заменяемыми на железобетонные.

Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении).

Самые короткие (короче 9 км) метрополитены: в венесуэльском Маракайбо, итальянском Катании и Генуе, украинском Днепре.

Российские города, имеющие метрополитен: Москва (с 1935), Санкт-Петербург (с 1955), Нижний Новгород (с 1985), Новосибирск (с 1986), Самара (с 1987), Екатеринбург (с 1991), Казань (с 2005).

Большое разнообразие систем внеуличного скоростного городского и пригородного транспорта делает затруднительной однозначную их классификацию. Все определения метрополитена условны. В отношении многих транспортных систем можно с уверенностью сказать, что они являются (или, наоборот, не являются) метрополитенами, но в то же время существует ряд «пограничных» и «гибридных» транспортных систем.


Лондонский метрополитен,
станция «Ланкастер-Гейт[en]», открыта 30 июля 1900 года
Города, в которых есть метрополитен
Страны, где есть метрополитен:      Действующий метрополитен     Строящийся метрополитен
Размер тоннелей определяет максимальный размер вагонов
В Лондонском метрополитене разные линии имеют разные габариты приближения строений, ввиду чего на них используется разный подвижной состав. Наименьший габарит имеют линии глубокого заложения
Газета «Иллюстрация», 1863 год
В первом в мире Лондонском метрополитене изначально эксплуатировались паровозы с прицепными вагонами. На фото — паровоз класса Е с поездом на станции Моргейт, открытой в 1865 году
Метро в Глазго — одно из старейших в мире
Метрополитен на электротяге в Будапеште — первый в континентальной Европе
Станция «Автово»
первой линии Петербургского метрополитена, открыта 15 ноября 1955 года
Дубайский метрополитен имеет преимущественно эстакадное исполнение линий
Поезд серии M100 на метромосту Хельсинкского метро, Финляндия
Заезд электропоезда 81-760/761 «Ока» в оборотный тупик
Видеообзор депо «Печатники» и «Братеево» Московского метрополитена. Осмотр и отправление поезда из депо
Гермозатвор в тоннеле метрополитена
Схема подземного бункера ЗКП-42 (музей холодной войны), примыкающего к тоннелю метрополитена