Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости


Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС) — система устройств, которая обеспечивает:

АЛС-АРС устанавливает для поезда максимальную скорость в зависимости от расстояния до впереди идущего поезда или иного препятствия, таким образом, чтобы тормозной путь поезда при движении с этой скоростью был меньше указанного расстояния. Усовершенствованные устройства АЛС-АРС учитывают и скорость впереди идущего поезда.

АЛС-АРС обязательна к установке на всех строящихся и реконструируемых линиях метрополитенов, а также на весь новый подвижной состав.

На линиях, где АЛС-АРС является не основным средством сигнализации (т. е. машинист, помимо показаний (частот) на локомотивном указателе допустимой скорости (ЛУДСе), ориентируется также на светофоры (например, на Замоскворецкой[1], Калужско-Рижской[1] и Таганско-Краснопресненской[1] линиях в Московском метрополитене, Кировско-Выборгской[2], Московско-Петроградской[3] и Невско-Василеостровской линиях[4] Петербургского метрополитена), она дополняет систему автоблокировки с автостопами и защитными участками. Движение поездов, не имеющих АЛС-АРС, или с неисправными устройствами разрешается при условии обслуживания поезда локомотивной бригадой (машинистом и помощником — работы в «два лица»).

Если АЛС-АРС является основным средством сигнализации (как, например, на Правобережной и Фрунзенско-Приморской линиях Петербургского метрополитена[5][6] или на Сокольнической, Арбатско-Покровской, Кольцевой, Калининской, Солнцевской, Серпуховско-Тимирязевской, Люблинско-Дмитровской, Большой кольцевой, Бутовской и Некрасовской линиях Московского метрополитена[7][8][9][10][1][11][12]), то светофоры автоматического действия нормально погашены, но может быть включена резервная (дополнительная) автоблокировка, использующаяся с целью осуществления проезда подвижного состава с необорудованными/неисправными/неработающими устройствами АЛС-АРС, поскольку сигнал «один синий огонь», включённый на светофорах полуавтоматического действия, согласно Инструкции по сигнализации (ИСИ), является для них запрещающим показанием[13]. В этом случае система дополняется дублирующим автономным устройством АРС (ДАУ-АРС) и на пульте в кабине машиниста выводятся два сигнала АЛС-АРС — основной (показывающий скорость, с которой разрешается движение сейчас) и предупредительный (показывающий скорость, с которой будет разрешено движение на следующей рельсовой цепи).