Арбатско-Покровская линия


Арба́тско-Покро́вская ли́ния — третья по официальной нумерации (вторая по хронологии) линия Московского метрополитена. С 26 декабря 2009 по 1 марта 2023 являлась самой протяжённой линией Московского метрополитена (теперь этот статус принадлежит Большой кольцевой линии), ныне является самой протяжённой радиальной линией метро. Линия связывает районы Измайлово и Соколиная Гора, расположенные на востоке Москвы, с районами Дорогомилово, Фили-Давыдково, Крылатское, Строгино и Митино на западе и северо-западе города, проходя при этом через самый центр Москвы: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю. В составе линии 22 станции; длина — 45,1 км. На схемах обозначается синим цветом и числом Арбатско-Покровская линия. На линии произошла крупнейшая катастрофа в истории метрополитена.

Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Пятницкое шоссе» — «Славянский бульвар», не считая участка линии глубокого заложения, проходящего по Северо-Западному тоннелю[2]) также мелкого заложения с открытой наземной «Кунцевской» и крытой наземной «Мякинино». Центральная и частично восточная и западная части («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения.

С постройкой в 2009 году участка «Строгино» — «Митино» Арбатско-Покровская стала самой длинной — 45,1 км[3]. До этого титул самой длинной линии носила Серпуховско-Тимирязевская, чья протяжённость составляет 41,2 км[3]. 1 марта 2023 года уступила этот титул Большой кольцевой линии, чья длина составила 62,5 км (с учётом временно действующего вилочного ответвления «Шелепиха» — «Деловой центр», впоследствии оно прекратит своё существование, поскольку в перспективе войдёт в состав строящейся Рублёво-Архангельской линии[4]). Без вилочного ответвления длина Большой кольцевой линии составляет 57,5 км[5][6][7][8]. Тем не менее, Арбатско-Покровская линия продолжает оставаться самой длинной радиальной линией в Москве.

Расположенная на линии станция «Мякинино» — первая и единственная в российской практике метростроения, построенная с участием частных инвестиций — компании «Crocus Group» Араза Агаларова[10].

На Арбатско-Покровской линии 8 января 1977 года произошёл первый теракт в истории Московского метрополитена[10].