Метростроение


В России и на постсоветском пространстве (в частности, Украине и в Казахстане) функционируют четыре организации, занимающиеся этим: Московский Метрострой, «Метрострой Северной Столицы» в Санкт-Петербурге; ранее существовал просто «Метрострой», но был обанкрочен[1]; «Киевметрострой» и АО «Казметрострой».

В России основным нормативным документом при строительстве метрополитенов является СНиП 32-02-2003 «Метрополитены».

На этом этапе происходит сбор сведений, необходимых для дальнейшей разработки технико-экономического обоснования, проекта и рабочей документации на строительство. В состав изысканий для строительства метрополитенов должны входить:

На этом этапе строительства на основании задания на проектирование, нормативных документов и данных инженерных изысканий осуществляется привязка сооружений метрополитена в плане и по глубине залегания, выбираются типы конструкций элементов и способы проходки подземных сооружений, составляется проектно-сметная документация. Если трасса туннеля проходит вблизи уже существующих объектов, то при необходимости разрабатываются методы инженерной защиты этих сооружений от шума, вибраций и блуждающих токов, возникающих при строительстве и эксплуатации линий метрополитена.

Способы строительства подземных туннелей и станций метро в целом аналогичны способам строительства других подземных сооружений. Различают «закрытый способ» строительства, без вскрытия дневной поверхности, и «открытый способ» при котором тоннели и станции строятся, соответственно, в траншеях и котлованах и после засыпаются грунтом.

Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого заложения, когда этого требуют гидрогеологические условия или необходимо сохранить ценную застройку в городах, а также когда применение открытого способа строительство сопряжено с экономическими потерями (например, в результате перекрытия уличного движения, переноса коммуникаций и т. д.), превышающими стоимость закрытого способа строительства. В иных случаях станции и перегоны мелкого заложения строят открытым способом. Для линий мелкого заложения в СНГ применяют также смешанный способ: станции сооружаются в котлованах открытым способом, а тоннели межстанционных перегонов — закрытым. Такой способ сочетает в себе большинство достоинств закрытого и открытого способов строительства.