Метрострой Северной Столицы


АО «Метрострой Северной Столицы» — российская петербургская строительная компания, основной подрядчик строительства Петербургского метрополитена. Была основана в 2020 году, стала преемником обанкроченной[2] 31 августа 2021 года компании «Метрострой», получила бо́льшую часть её сотрудников и активов. Компания занимается проектированием, строительством и реконструкцией метро[3].

Компании «Метрострой Северной Столицы» предшествовала другая компания с похожим названием — ОАО «Метрострой». После череды неудачных попыток спасти и вывести её из кризиса, вызванного ошибочными решениями руководства города в результате непреодолимых разногласий с компанией[4][5], в 2020 году была зарегистрирована абсолютно новая компания «Метрострой Северной Столицы», после чего через год, 31 августа, компания «Метрострой» была признана банкротом[6] (которая, несмотря на это, по-прежнему обладает активами). Как предполагают СМИ и журналисты, это произошло намеренно[7][8][9] — для сокрытия губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым факта создания своего предприятия[10] и сделать метростроение полностью подконтрольным городу. Таким образом, компания «Метрострой Северной Столицы» была создана правительством Санкт-Петербурга и группой ВТБ в декабре 2020 года.

В августе 2022 года появилась информация, что Смольный может оказаться единственным владельцем предприятия: ВТБ обсуждает выход из компании[11]. Позже глава ВТБ Андрей Костин опроверг эту информацию, заявив, что «такого пока не рассматривается»[12].

25 сентября 2023 года в компании в связи с низкими темпами строительства сменился генеральный директор. Им стал Дмитрий Васильев[13]. Он сменил на этом посту Кирилла Петрова, который, в свою очередь, в конце 2022 года сменил Владимира Шмидта. Таким образом, менее чем за год у компании трижды сменился руководитель[14].

В октябре 2023 года было принято концептуальное решение о смене куратора компании от Администрации Санкт‑Петербурга — вместо комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и его дирекции транспортного строительства (ДТС) им будет Фонд капитального строительства и реконструкции, подведомственный комитету по строительству[14], что привело к искам «Метростроя Северной Столицы» в суд[15], которые вскоре были отозваны[16].

На строительство перспективного участка Красносельско-Калининской линии «Путиловская» — «Каретная» и «Путиловская» — «Сосновая поляна» и Фрунзенско-Приморской «Комендантский проспект» — «Шуваловский проспект» — изготовить ТПМК — первоначально вызвался донбасский Ясиноватовский машиностроительный завод[17], однако впоследствии контракт был заключён с Обуховским заводом. Предприятие стало единственным участником конкурса и ранее не сотрудничало с «Метростроем Северной Столицы»[18][19]. Проходка стартует осенью 2023 года[20].