Серпуховско-Тимирязевская линия


Серпухо́вско-Тимиря́зевская ли́ния[3] (в 1983—1991 гг. — Серпуховска́я ли́ния) — девятая по официальной нумерации и десятая по хронологии[комм. 1] линия Московского метрополитена. Связывает с центром спальные районы на севере и юге города. На схемах обозначается серым цветом и числом Серпуховско-Тимирязевская линия.

Серпуховско-Тимирязевская линия — полностью подземная, в её составе 25 станций. Длина — 41,47 км, среднее время поездки по всей линии — 58 минут, пятая по длине линия метро. Участки «Алтуфьево» — «Владыкино» и «Тульская» — «Бульвар Дмитрия Донского» — мелкого заложения, «Петровско-Разумовская» — «Серпуховская» — глубокого. При этом часть перегонного тоннеля между станциями «Владыкино» и «Отрадное» фактически находится выше уровня земли, представляя собой крытый метромост через реку Лихоборку. На перегоне между станциями Аннино — Бульвар Дмитрия Донского располагается Северо-Бутовский крытый метромост над рекой Битца. На всех станциях линии вход и выход пассажиров из вагонов осуществляется с левой стороны относительно движения поезда, кроме станции Петровско-Разумовская, так как в сторону станции Владыкино вход и выход пасажиров осуществляется с правой стороны движения поезда, все станции линии имеют островные платформы.

С 2001 по 2009 годы Серпуховско-Тимирязевская являлась самой длинной линией Московского метро, теперь же она уступает 6 другим линиям: Большой кольцевой (57,5 км), Арбатско-Покровской (45 км), Люблинско-Дмитровской (43,9 км), Замоскворецкой (42,9 км), Таганско-Краснопресненской (42,3 км) и Сокольнической (41,52 км) линиям. До 1 марта 2023 года Серпуховско-Тимирязевская линия оставалась самой длинной полностью подземной линией не только в Московском метро, но и во всех метрополитенах Европы (ныне уступая Большой кольцевой линии). До 2015 года являлась четвёртой по длине полностью подземной линией метро в мире (после линии 10 в Пекине, линии 3 в Гуанчжоу и линии 5 Сеула). Кроме того, с декабря 2002 по июнь 2019 имела самое большое количество действующих станций в Московском метрополитене (с июня 2019 по февраль 2023 этот статус носила Сокольническая линия; с 1 марта 2023 этот статус перешёл Большой кольцевой линии). Также Серпуховско-Тимирязевская линия является первой в истории московского метро, продлённой за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги. До запуска Солнцевской линии Серпуховско-Тимирязевская пересекала все линии (Калужско-Рижскую и Калининскую — без пересадок).

В конце 2012 года на линии началась замена подвижного состава. В электродепо начали поступать новые составы из вагонов 81-760/761 «Ока», которые к марту 2015 года полностью заменили старые 81-717/714. Официальной датой прекращения эксплуатации этих вагонов на линии является 12 апреля 2015 года, именно тогда состоялся последний рейс состава модели 81-717/714 (состав: 0140—9909—9899—0858—0829—0824—0827—0143) из ТЧ-14 «Владыкино», который был специально передан обратно из ТЧ-2 «Сокол».