Ока (вагон метро)


81-760/761 «Ока» — модель электровагонов метрополитена, выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года по 2016 год. Своё название получила в честь одноимённой реки[1]. Вагон модели 81-760 является моторным головным (Мг), модели 81-761 — моторным промежуточным (Мп). На основе базовой модели также были созданы поезда модификаций А (81-760А/761А/763А «Ока») и Б (81-760Б/761Б/763Б «Ока») со сквозным проходом с вагонами модели 81-763 — прицепной (безмоторный) промежуточный (Пп). Имеет общие черты с поездами «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1) Петербургского метрополитена[2].

Всего в период с 2010 по 2016 год было выпущено 168 составов «Ока», включая 162 восьмивагонных состава базовой модели[к 1], три восьмивагонных состава модификации А и три пятивагонных состава модификации Б. В настоящее время базовая модель и модификация А эксплуатируются в Москве, став первым в Московском метрополитене и России поездом со сквозным проходом[3], а модификация Б — в Баку.

Первое упоминание о начале разработки вагонов 81-760 относится к ноябрю 2005 года. Инициатива создания принадлежала ОАО «Метровагонмаш», и вначале все работы велись самостоятельно, без финансирования Московским метрополитеном, на который эти вагоны и были ориентированы. Цель разработки состояла в том, чтобы создать новую серийную замену вагонов модельного ряда 81-717/714 с использованием современных технических решений и при этом максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны 81-720/721 «Яуза» и 81-740/741 «Русич» имели слишком высокую цену.

Изначально предполагалось, что 81-760 будут максимально унифицированы с выпускаемыми с 1977 года вагонами 81-717/714, но с новым приводом разработки АЭК «Динамо», усиленной тележкой, новым салоном, пластиковой передней маской с увеличенной площадью кабины машиниста и аварийным выходом, а также другими нововведениями. Впоследствии этот проект было решено сделать переходным звеном на пути к созданию более совершенных по конструкции вагонов 81-760/761, и он был переименован в 81-717.6/714.6. По данному проекту был модернизирован один состав 81-717.5/714.5, а затем запущено мелкосерийное производство аналогичных вагонов.

В то же время за основу концепции вагонов 81-760/761 был взят усреднённый вариант между вагонами 81-717.6/714.6 и 81-740/741 «Русич», которые бы соответствовали форм-фактору первых, но при этом использовали технические решения в отделке и оснащении оборудованием от вторых. В 2008 году рассматривался вариант сделать на 81-760 свободный проход между всеми вагонами поезда, как, например, в метрополитене Торонто, однако от этого варианта отказались. Через год в качестве одного из вариантов внешнего вида рассматривался неокрашенный полированный кузов из нержавеющей стали.