Балтиец (вагон метро)


ТЧ-1 «Автово» (также временное обслуживание Красносельско-Калининской линии до открытия ТЧ-8 «Красносельское»)
ТЧ-6 «Выборгское» (планируется)
ТЧ-7 «Южное» (планируется)
ТЧ-8 «Красносельское» (планируется)

81-725.1/726.1/727.1 «Балтиец» (первоначально — 81-725/726/727 «Smart» (от англ. smart — умный)) — модель электровагонов метрополитена, разработанная и выпускаемая с 2022 года «Трансмашхолдингом» (проектировка — «ТМХ Инжиниринг») для Петербургского метрополитена. Дизайн т. н. «маски» головного моторного вагона послужил основой для внешнего облика лобовой части поезда «Москва-2024» Московского метрополитена[2].

Производство организовано на мощностях АО «Метровагонмаш» совместно с АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод»[3].

Вагоны модели 81-725.1 — моторные головные, 81-726.1 — моторные промежуточные, 81-727.1 — прицепные (безмоторные) промежуточные.

Первая модель в Петербургском метрополитене с асинхронным тяговым приводом, один из составов которой имеет тематическое оформление снаружи[4] (ранее бывавшее только у поездов «Юбилейный» и только в салоне[5][6][7]), приуроченное ко Дню города[8].

К концу 2010-х годов подвижной состав Петербургского метрополитена стал нуждаться в обновлении: списания требовали все вагоны типа Ем и их модификации, которым на тот момент исполнилось почти 50 лет (что недопустимо требованиями безопасности перевозок[9]), и многие вагоны 81-717/714 — 40 лет[10] при среднем сроке службы 29,6 года[11]; износ парка подвижного состава ГУП «Петербургский метрополитен» на 2015 год составлял 73,38 %[11]. На 2022 год износ составлял: 100 % у вагонов серии Ем; 72 % у вагонов серии 81-717/714[12].