Яуза (вагон метро)


81-720/721 «Яуза» — тип электровагонов метрополитена. Название получил в честь одноимённой реки[1]. Вагоны модели 81-720 — моторные головные, 81-721 — промежуточные. Внешний вид создан художниками-конструкторами (дизайнерами) Волжского автомобильного завода, что по времени приблизительно совпадало с утверждением образа кузовов легковых автомобилей поколения ВАЗ-2110. Из-за многочисленных сбоев в начале эксплуатации вагон получил прозвище «Язва»[2] и через несколько лет после начала мелкосерийного производства их дальнейший выпуск был прекращён. Всего с 1991 по 2004 год построено 14 составов: 9 базовой модели 81-720/721 (1 опытный пятивагонный, 1 шестивагонный и 7 серийных семивагонных), 1 опытный трёхвагонный модификации 81-720А/721А и 4 семивагонных состава второй опытно-промышленной партии модификации 81-720.1/721.1. В настоящее время все вагоны этой серии выведены из регулярной эксплуатации, большая часть из них находится на консервации электродепо ТЧ-16 «Митино» в ожидании скорой утилизации, а 13 вагонов было утилизировано ранее, один вагон реставрируется для Музея Транспорта Москвы вагоноремонтным комплексом (ВРК (ранее — завод по ремонту электроподвижного состава (ЗАО «ЗРЭПС»))) в электродепо ТЧ-11 «Выхино»[3]. Является первой в России серийной моделью, оснащённой асинхронными тяговыми электродвигателями[4].

В 1987 году Мытищинский машиностроительный завод начал проектирование электропоездов принципиально нового типа для метрополитенов, отталкиваясь от некоторых наработок и концепции вагонов типа И. При разработке нового типа вагонов одной из приоритетных задач стало создание нового современного дизайна поезда, который бы принципиально отличался от предыдущих моделей.

Экстерьер и интерьер поезда был спроектирован специалистами дизайн-центра Управления главного конструктора Волжского автомобильного завода (ВАЗ). В связи с тем, что разработкой поезда занимались автомобилисты, некоторые элементы нового поезда, такие как фары и сигнальные фонари, были внешне схожи с автомобильными. Новшеством в дизайне стала новая асимметричная лобовая часть кабины машиниста с горизонтальной выступающей панелью фар, при этом торцевая эвакуационная дверь была смещена вправо, а рабочее место машиниста и лобовое стекло занимало левую и центральную часть кабины. В пассажирских салонах было решено применить сидения со спинками анатомической формы, однако в дальнейшем из-за неудобства для некоторых пассажиров разных комплекций и неустойчивости к порче вандалами они были заменены более простыми сиденьями[5].

По итогам долгой работы заводского коллектива в 1990—1991 годах был собран опытный пятивагонный электропоезд с номерами вагонов 001-002-003-004-005, получивший коммерческое название «Яуза».