АвтоВАЗ


АО «АвтоВА́З» — советская и российская автомобилестроительная компания. Крупнейший производитель легковых автомобилей в Российской Федерации (ранее — и в Восточной Европе[3][4]). Завод основан в 1966 году в городе Тольятти, где находятся штаб-квартира и основное производство. Входит в перечень системообразующих организаций России.

Производит автомобили под собственной торговой маркой Lada, до марта 2022 года также выпускал автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки Lada и их модификаций. Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Спутник», «Samara», «Ока». Помимо перечисленных марок автомобилей на экспорт в некоторые страны мира поставлялись автомобили под маркой «Riva».

В 2014 году эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АвтоВАЗа превысила 50 %[5]. После рекапитализации АвтоВАЗа в 2016 году Renault стала владельцем более 50 % компании, что сделало её дочерней компанией французской корпорации[6]. С начала 2017 года Рено начала консолидировать в отчётности показатели «АвтоВАЗа», и российский рынок стал вторым по величине для Рено, после Франции[7]. Всего французский автоконцерн к концу 2018 года инвестировал в «АвтоВАЗ» примерно 1,9 млрд евро[8]. В январе 2019 года Alliance Rostec Auto B.V. довела свою долю в АвтоВАЗе до 100 % и стала единственным акционером. После этого АвтоВАЗ подал заявку на делистинг акций с Московской биржи[9]. С 5 марта 2022 года вынужден приостановить производство машин на заводе в Тольятти из-за отсутствия комплектующих[10].

Полное наименование с июня 2019 года — акционерное общество «АВТОВАЗ», до этого — публичное акционерное общество «АВТОВАЗ»[12].

С начала 1960-х годов в мире, в частности в высокоразвитых странах Европы, начался автомобильный бум. С каждым годом росло количество выпускаемых автомобилей, рос парк частных автомобилей. В СССР покупка автомобилей частными лицами стала возможна с 1948 года. В начале 1950-х выбор был невелик: между относительно дешёвым «Москвичом» и дорогой «Победой» (позднее «Волгой»). К тому же количество выпускаемых автомобилей «Москвич» было недостаточным, чтобы покрыть спрос, а потому самым доступным личным транспортом долгое время оставались мотоциклы и мотороллеры[источник не указан 1374 дня].


Конвейер ВАЗа, 1969 год
Почтовая марка СССР, посвящённая 250-летию города Тольятти (1987 г.)
Конвейер на «АвтоВАЗе»
Здание Научно-технического центра «АвтоВАЗ»
Вид на испытательный трек с 24-го этажа заводоуправления
Первые модели, выпускавшиеся заводом — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101 в мотор-музее (Рига)
Автомобили Lada Vesta Выпущенные на заводе ИжАвто
Коллекция некоторых моделей 1:43 автомобилей ВАЗ