Lada


LADA («Ла́да») — советская и российская марка автомобилей, производимых АО «АвтоВАЗ». Ранее использовалась только для автомобилей, поставлявшихся на экспорт, а для внутреннего рынка автомобили производились под маркой «Жигули»[к 1]. Следующее же семейство стало называться «Лада Спутник» и поставлялось на экспорт как LADA Samara, а в 1991 году стало называться так же и внутри страны.

Названия приведены в соответствии с современной заводской классификацией. Внутризаводские обозначения вида ВАЗ-XXXX приводятся в скобках. Если тип кузова или количество дверей (для хетчбэка) не входят в заводское название модели, они указываются отдельно.

Автомобили Lada (ВАЗ-2101) выставлялись на экспорт с 1971 года[2]. В середине 1980-х годов за рубежом были положительно встречены автомобили моделей Lada 2105/2107/2104. Автомобили Lada поставлялись в Азию, Африку, Латинскую Америку, Канаду, Австралию и Океанию[3].

В 1988 году Lada стала лидером продаж в Чили, реализовав 14 400 машин, что составило 12 % от всех автомобилей, купленных за год в этой стране. Намереваясь захватить автомобильный рынок Чили, в 1990—1992 годах Lada выступала в качестве титульного спонсора чилийского футбольного клуба «Коло-Коло», который в 1991 году завоевал Кубок Либертадорес. Название бренда было размещено на лицевой стороне футболок чилийских игроков[4].

Сравнительно высокую популярность обрели автомобили семейств Samara, Samara-2[3]. В 1990 году эти машины экспортировались в ряд европейских стран, Канаду и Новую Зеландию[2], некоторые модели Лады из Советского Союза импортировались в Бразилию и стали популярны для использования в качестве такси[5].

Начиная с 2010 года география поставок автомобилей Lada охватывала страны СНГ (более 90 %) и Европы (3—5 %), а также ряд государств Африки и Латинской Америки (не более 1,5—2 %)[3].