Таганско-Краснопресненская линия


Тага́нско-Краснопре́сненская линия (до 1989 года — Жда́новско-Краснопре́сненская) — седьмая линия Московского метрополитена. Соединяет центр Москвы с её крупными северо-западными жилмассивами (Хорошёвский район, Щукино, Тушино) и юго-восточными районами (Выхино-Жулебино, Кузьминки и Текстильщики), а также с городами Московской области Котельники и Люберцы. Одна из двух линий (вторая — Некрасовская, не считая монорельса), полностью расположенная на левом берегу Москвы-реки (до 2011 года таковой была также Люблинско-Дмитровская линия). На схемах обозначается фиолетовым цветом и числом Таганско-Краснопресненская линия. Является самой загруженной в Московском метрополитене[2].

Состоит из 23 станций, длина линии — 42,2 км. Среднее время поездки по всей линии — 59 минут. Долгое время являлась самой загруженной в Московском метрополитене: её среднесуточный пассажиропоток в 2014 году составлял 983,8 тысяч человек[3]. Линия включает в себя два наземных участка («Волгоградский проспект» — «Текстильщики» и «Рязанский проспект» — «Лермонтовский проспект» с промежуточной наземной станцией «Выхино») и по одному депо на радиус. Участки, проходящие через спальные районы — мелкого заложения («Планерная» — «Улица 1905 года», «Пролетарская» — «Котельники»), а центральный участок —глубокого («Баррикадная» — «Таганская»).

С конца декабря 2015 по май 2021 года названия станций объявлялись дополнительно на английском языке[4][5].

Прообраз Таганско-Краснопресненской линии содержался в проектах двух диаметров: Таганско-Тверского и Рогожско-Краснопресненского. Трассировка первого отчасти соответствует ныне построенной центральной части Таганского радиуса, а трасса Краснопресненского наиболее соответствовала современному прохождению линии в районе Красная Пресня. Однако планов строительства метро в направлении Кузьминского лесопарка не существовало вплоть до конца 1950-х годов, несмотря на отдалённость трассы линии от охранной зоны памятника архитектуры «Усадьба Влахернское-Кузьминки». Проект Краснопресненского радиуса предлагал трассировку для направления контура в район Хорошёво-Мнёвники по прямой трассе современного Звенигородского шоссе.