Большая кольцевая линия


Больша́я кольцева́я ли́ния (сокращённо — БКЛ[5][6]) — одиннадцатая по официальной нумерации (двенадцатая по хронологии[комм. 1]) и самая длинная линия Московского метрополитена (с 26 декабря 2009 года по 1 марта 2023 статус принадлежал Арбатско-Покровской линии). На ней осуществляется круговое движение и имеется вилочное ответвление от «Хорошёвской» до «Делового центра», которое в перспективе преобразуется в перегон «Шелепиха» — «Деловой центр» строящейся Рублёво-Архангельской линии и служебную соединительную ветвь «Хорошёвская» — «Шелепиха», в связи с чем с марта 2024 года по 2026 год будут закрыты станции «Шелепиха» и «Деловой центр»[7]. На схемах обозначается бирюзовым цветом и номером Большая кольцевая линия для основного маршрута и Большая кольцевая линия — для участка с вилочным ответвлением от «Савёловской» до «Делового центра». Большая кольцевая линия до открытия электродепо «Южное» на Замоскворецкой линии за станцией «Алма-Атинская» — единственная в Московском метрополитене, а также в странах Варшавского договора и на постсоветском пространстве, которую обслуживают три электродепо.

Является крупнейшим в мире реализованным проектом в метростроительной отрасли[8], после открытия стала самой длинной кольцевой линией метро в мире[9][10], опередив по этому показателю линию № 10 Пекинского метрополитена  (англ.) — длина Большой кольцевой линии составляет 57,5 километров[11][12][13][14], при этом в большинстве СМИ указана длина от 70 до 72 км[15][16][17] с учётом ответвления до станции «Деловой центр»[⇨], парковых (подъездных к ангарам) путей в электродепо и служебных соединительных ветвей, по которым пассажирское движение не осуществляется[13]. Открытие последних 9 станций, расположенных на северном и юго-восточном участках линии, состоялось 1 марта 2023 года.

В состав линии входит 31 станция (из которых 29 расположены на самом кольце, а две — на ответвлении до станции «Деловой центр», временно включённом в состав линии), в том числе станции упразднённой Каховской линии[18][19]. В составе линии эксплуатируется участок длиной 4,8 километра с двумя станциями («Деловой центр» и «Шелепиха»), которые после постройки участка «Шелепиха» — «Бульвар Карбышева» перейдут в состав Рублёво-Архангельской линии, в связи с чем станции «Шелепиха» и «Деловой центр» будут закрыты с марта 2024 года по 2026 год[7].

Участки тоннелей «Аминьевская» — «Мнёвники» и «Текстильщики» — «Каширская» сделаны двухпутными (их проходка осуществлялась проходческими щитами диаметром 10 метров), на остальных участках — однопутными (проходились щитами диаметром 6 метров)[20]. В строительстве принимала участие петербургская компания «Метрострой»[21], 31 августа 2021 года, по предположениям СМИ и журналистов, обанкроченная правительством города; им, совместно с группой ВТБ, создано новое предприятие «Метрострой Северной Столицы»[22][23][24][25].