Вилочное движение


Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, городского поезда), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть — по другому.

От маршрутной системы (используемой в большинстве крупных трамвайных систем и в некоторых метрополитенах) отличается тем, что «пучки» маршрутов собираются (как правило, в центральной части города) в более или менее независимые друг от друга линии. Некоторые сети (например, лондонский метрополитен) трудно однозначно отнести по характеру к маршрутным или линейно-вилочным.

В Московском метрополитене в настоящее время используется на Филёвской линии: часть поездов следует до «Кунцевской», а часть — до «[[|Международной]]».

В 2021 году на Большой кольцевой линии было вновь организовано вилочное движение, являющееся временным — в марте 2024 года планируется его закрытие для интеграции с Рублёво-Архангельской линией. Часть поездов следует до «Каховской», а часть — до «Делового центра».

В отдалённой перспективе предполагается вилочное движение на Сокольнической линии впервые с 1938 года после его ликвидации — продление к станции «Щёлковская» Арбатско-Покровской линии.

С декабря 1984 года по ноябрь 1995 года Каховская линия была ответвлением Замоскворецкой, но затем была выделена в отдельную линию. В силу определённых принципов в организации движения эта вилка существовала до 2019 года: некоторые поезда с пассажирами (при движении на юг) отправлялись с Замоскворецкой линии на станцию «Варшавская» (заход в депо «Замоскворецкое»), а выходящие из депо следовали от «Варшавской» до «Ховрино».


Табло на станциях в Лондоне и Париже, указывающие, куда идут несколько следующих поездов