Щёлковская


«Щёлковская» — станция Московского метрополитена, восточная конечная Арбатско-Покровской линии. Расположена в районе Северное Измайлово (ВАО), часть выходов станции ведёт в район Гольяново (ВАО). Названа по проходящему рядом Щёлковскому шоссе. Открыта 22 июля 1963 года при продлении на север от станции «Первомайская». Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[2]: в 2021 году ею воспользовались 24,3 млн. человек, она стала второй по загруженности после станции Комсомольская Кольцевой линии[3]. Станция является конечной на протяжении 60 лет.

Трассировка Покровского радиуса от «Площади Революции» до «Измайловского парка» оставалась практически неизменной с начала проектирования до завершения строительства. В ранних проектах 1930-х годов Покровский радиус после станции «Измайловская» (ныне «Партизанская») должен был поворачивать на север вдоль берега Серебряно-Виноградного пруда и Никитинской улицы. В Гольянове, находящемся севернее Щёлковского шоссе и восточнее Окружной железной дороги, предполагалось разместить электродепо, которое собирались соединить наземной линией с также наземной станцией «Никитинская улица». Участок должен был проходить южнее Серебряно-Виноградного пруда, затем повернуть на север. В начале 1940-х годов депо было перенесено юго-восточнее пруда, где и было позднее построено[4]. 5 ноября 1954 года Арбатско-Покровская линия была продлена до станции «Первомайская», которую разместили на территории электродепо. После открытия участка со станциями «Измайловский парк» и «Первомайская» 21 октября 1961 года была закрыта располагавшаяся в электродепо «Измайлово» станция «Первомайская»[5].

Строительство метро осуществлялось открытым способом. «Щёлковская», открытая 22 июля 1963 года, стала 66-й станцией Московского метрополитена.

Станция сооружена по типовому проекту. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). В станционном зале два ряда по 40 железобетонных колонн. Шаг колонн — 4 метра. Расстояние между осями рядов колонн — 5,9 метра. Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова[1].

Станция «Щёлковская» была построена при Н. С. Хрущёве после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому она имеет скромное оформление. Колонны облицованы зеленоватым мрамором и белой керамической плиткой. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены изначально были облицованы жёлтой (вверху) и чёрной (внизу) глазурованной керамической плиткой[1].