Меццо-тинто


Ме́ццо-ти́нто (от итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный, тонированный[1]; буквально «полутон»[2]), также «чёрная манера» (от фр. manière noire), «английская манера» (manière anglaise) или шабкунст (нем. Schabkunst — «искусство скребком»)[3] — разновидность тоновой гравюры на металле глубокой печати, в которой изображение создаётся не линиями и штрихами, как в офорте, а плавными тональными переходами. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством светотеневых оттенков. В этой технике мастер-художник предварительно с помощью специального инструмента: берсо (фр. berceau — люлька), или «качалки», с зубчатой насечкой обрабатывает поверхность медной доски таким образом, чтобы она по всей поверхности приобрела ровную шероховатую фактуру. Иногда используют «качалку», напоминающую лопатку с дугообразным нижним краем, имеющим зубцы (англ. hand-rocker, или англ. hatcher — «наседка»). Слегка покачивая, инструмент передвигают по доске в разных направлениях, пока вся её поверхность не приобретёт ровную зернистость[4].

Обработка доски (так в искусстве графики называют любую печатную форму) — трудоёмкий и длительный процесс, но он искупается красотой бархатистой фактуры печатного оттиска. При глубокой печати (втирании в углубления доски типографской краски и последующем передавливании на офортном станке на слегка увлажнённую бумагу) зернёная поверхность даёт ровный чёрный тон. Существуют и иные, модернизированные приёмы подготовки доски, в том числе за счёт травления, но подобных модернизаций избегают классические гравёры.

После тщательной подготовки доски художник с помощью шабера и гладилки, или планира, заглаживает поверхность в тех местах и в той мере, где предполагаются светлые места будущего изображения. Гладкие места при печати не задерживают краску и дают на бумаге светлый тон. Помимо «качалки» художники используют различные зубчатые рулетки, а также резец и офортную иглу, сочетая мягкие полутона со штрихами и линиями. В технике меццо-тинто можно получить сравнительно небольшое количество качественных оттисков, обычно не более двадцати-тридцати, из-за тонкости фактуры и быстрого изнашивания доски.

В истории гравюры невозможно определить точную дату и единственного мастера, изобретателя этой техники. Она формировалась постепенно. Тем не менее, обычно называют имя работавшего в Касселе (Германия) голландского художника-любителя из Утрехта Людвига фон Зигена, офицера армии ландграфа Вильгельма IV, который выполнил в 1642 году первую известную гравюру в придуманной им технике — портрет матери Вильгельма ландграфини Амалии Елизаветы. В сопроводительном письме он с гордостью писал: «Нет ни единого гравёра, ни единого художника, который мог бы объяснить или разгадать, как это выполнено»[5].