Мечик, Донат Исаакович


Дона́т Исаа́кович Ме́чик (20 июля 1909, ХарбинИмперия Цин22 октября 1995, Нью-Йорк, США) — советский театральный режиссёр, театральный педагог и драматург.

Отец будущего театрального режиссёра, Исаак Моисеевич Мечик (1881—1938), происходил из еврейской крестьянской семьи из деревни Сухово в Крыму. Работал на строительстве Китайско-Восточной железной дороги. С 1904 года участвовал в русско-японской войне, служил в пехоте. Жил в Харбине, где у него и его жены Рассы (Раисы) Рафаиловны (1883—1944)[1][2] родились сыновья Михаил, Донат и Леопольд. Когда семья переехала во Владивосток, работал администратором иллюзиона, занимался ремонтом хозяйственной утвари и типографским делом, приобрёл в городе закусочную. В советское время работал метрдотелем на заводе «Эдем», руководил жилконторой, а после переезда в Ленинград в середине 1930-х годов работал комендантом зеркальной фабрики[3]. В 1937 году был арестован, осуждён 18 января 1938 года и 27 января того же года расстрелян (реабилитирован посмертно). В феврале 2022 года на доме 3 по Днепропетровской улице была установлена табличка акции «Последний адрес»[4].

В 1925 году его младший сын Леопольд (1910—1979) втайне от родителей отправился на корабле в кругосветное путешествие и остался жить в Бельгии. Старший сын Михаил, учась в Коммерческом училище, приятельствовал с А. А. Фадеевым, впоследствии использовавшим фамилию Мечик в романе «Разгром»[5]. Младший брат Исаака Анисим Моисеевич Мечик (1887—1991) в начале 1930-х годов эмигрировал в США.

В юношеские годы Донат Мечик увлекался исполнением куплетов, сочинением стихов и игрой в теннис. В 19251929 годы читал со сцены произведения Михаила Зощенко. С 1924 года под псевдонимом «Донат Весенний» писал и печатал пародии, новеллы, стихи. В 1929 году вместе с братом Михаилом Д. Мечик переехал в Ленинград, где поступил в театральный институт (который тогда носил название Техникума сценических искусств) на курс Л. С. Вивьена, впоследствии народного артиста СССР. Играл на сценах различных ленинградских театров.

В середине 1930-х годов участвовал совместно с Вивьеном в создании Театра актёрского мастерства (ТАМ), занимался режиссурой. Ставил спектакли в филиале Молодого театра С. Радлова, в Театре транспорта, был художественным руководителем Республиканского драматического театра Мордовской АССР и Ленинградского районного драматического театра. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован с женой и матерью в Уфу, оттуда в Новосибирск (1942)[6].

С 1938 по 1945 год совместно с Вивьеном ставил спектакли в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина («Великий государь», «Кремлёвские куранты», «Стакан воды», «Горе от ума», «Русские люди», «Свадьба» и другие). Во время войны, когда театр находился в эвакуации в Новосибирске, заведовал литературной частью театра.