Мещерин, Николай Васильевич


Никола́й Васи́льевич Меще́рин (16 [28] февраля 1864, Москва, Российская империя9 [22] октября 1916, Дугино, Московская губерния, Российская империя) — русский живописец-пейзажист, яркий представитель импрессионистской школы рубежа XIX–XX веков; совладелец московской Даниловской мануфактуры, ближайший друг и покровитель Игоря Грабаря.

Николай Мещерин родился 16 (28) февраля 1864 года в богатой московской купеческой семье: его отец, купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Ефремович Мещерин (1833—1880), был основателем Даниловской мануфактуры.

По воле отца учился в Московской практической академии коммерческих наук, а после смерти отца, как старший сын, был вынужден принять управление делами, не окончив курса академии[1].

Сначала Н. В. Мещерин увлёкся фотографией, затем делал картины из сушёных трав и цветов[2], а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, в том числе у В. В. Переплётчикова, который был товарищем Мещерина по Практической академии. Он также брал уроки у М. Х. Аладжалова и А. М. Корина.

В усадьбе Дугино у Н. В. Мещерина бывали и подолгу жили многие художники: И. И. Левитан[3], А. С. Степанов, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков, И. Э. Грабарь. По словам И. Э. Грабаря, в Дугине у Мещерина перебывали «все московские художники», а сам Грабарь прожил в Дугине почти 13 лет[4]. В. В. Переплётчиков писал: «Я знаю ещё одну местность, которую можно прировнять к Дугину по обилию живших в ней художников: это Саввинская слобода (окрестности г. Звенигорода)». В усадебном доме были даже оборудованы две мастерские: одна — для хозяина, другая — специально для гостей[5].

И. Э. Грабарь отметил: «Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина». Он «был ими захвачен…». Этот факт указывает на размер «мещеринского дарования, незаслуженно оставшегося в тени…». По мнению Грабаря, Левитан также был обязан Мещерину появлением такого пейзажного мотива как деревенские сараи: «Однажды он смотрел последние работы Мещерина… и сказал:
— Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует. Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой»[4].